Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Categories:

Вспоминая Волошина

     Как же всё-таки здорово, что есть на свете Коктебель! Край, полный поэзии — в каждом камне, в причудливых изгибах бухт, в выгнутых спинах холмов. Страна Поэта. Здесь всё напоено следами Времени, здесь щемящее ощущение присутствия чего-то настоящего, грустного до слёз и одновременно величественного. Это место создано, чтобы вдохновлять. И вот — «Волошинский пленэр». Как самая что ни на есть закономерная вещь — сюда не могут не стремиться художники. Киммерия сама по себе — уже произведение искусства, созданное природой и временем. И, наверное, всё-таки отчасти и людьми, наполнившими её собственными мечтами, фантазиями, стихами…
     В начале лета нам посчастливилось побывать в севастопольской галерее «Арт-Бульвар», где проходила итоговая выставка «Волошинского пленэра». И здесь, в небольших светлых залах, тоже жила Киммерия. Она выплёскивалась с холстов — красками яркими и суровыми, солнцем и сумерками, задумчивой негой и мрачными величием. Трогали душу ностальгически знакомые, пасторальные пейзажи с красными крышами, милые сердцу изгибы бухт окаймлялись причудливыми холмами. Но было и другое. Самая суть Киммерии — мрачноватая, мистическая, с клокочущей где-то внутри тёмной первозданной страстью. Словно скрытая душа дремлющего древнего вулкана, словно мощь лавы, запечатанная в исполинском окаменевшем движении. Спасибо живописцам за это чудо. И за воспоминания о Поэте, навеки поселившем свою душу в этих непостижимых местах — тоже спасибо!


Гудзикевич А.И. Осенний Коктебель, 2011


Поздеев С.А. Коктебельский залив, 2013


Поздеев С.А. Осень в Коктебеле, 2011


Поздеев С.А. По дороге в Лисью бухту, 2013


Поздеев С.А. Домик в Щебетовке, 2013


Поздеев С.А. Ветреный день. Биостанция, 2013

                                                                                Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
                                                                                Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
                                                                                Пройти по всей земле горящими ступнями,
                                                                                Всё воспринять и снова воплотить...

     Эти поэтические строки М.Волошина стали своеобразным девизом второго «Волошинского пленэра», организованного галереей «Арт-Бульвар» и проведённого с 28 апреля по 19 мая 2013 года в Коктебеле.
     Первый пленэр состоялся в октябре 2011 года. В нём участвовали представители крымской школы живописи. Во втором «Волошинском пленэре» организаторы решили провести эксперимент и пригласили художников, работающих в современном стиле, из Симферополя, Ялты, Феодосии, Киева — Светлану Бакаеву, Инну Воронину, Андрея Иноземцева, Эдуарда Кулиша, Никиту Кравцова, Марину Мезенцеву, Андрея Орлова, Игоря Поздеева, Сергея Поздеева, Сергея Скрипицына, Михаила Соколовского, Екатерину Спиртус, Андрея Дудченко, Евгению Глинскую. Севастополь на пленэре представил Владимир Ольхов.
     Участники пленэра впитывали в себя неповторимую атмосферу духовного раскрепощения Коктебеля и передавали её посредством живописи на холсты. В ходе пленэра сложилась своя аура, в которой высокая духовная жизнь и творческие искания сочетались с дружеским общением и отдыхом.
     Молодые художники, представители крымской и киевской школ живописи, делились идеями и совместно вырабатывали пути их творческой реализации. Несмотря на тесное общение последователей разных живописных традиций, срез работ получился очень разнообразным, во многом благодаря яркой индивидуальности каждого из участников. Реализм, абстракционизм, примитивизм, импрессионизм, мистицизм — все эти жанры представлены в пленэрных работах.
     Итоговая пленэрная выставка проходила в рамках празднования 230 юбилея города Севастополь.

Бакаева С.С. Дельфины в бухте Хамелеона, 2013


Бакаева С.С. В гостях у Волошина, 2013


Бакаева С.С. Осень. Лисья бухта, 2013


Бакаева С.С. Утро в Щебетовке, 2013


Бакаева С.С. Спящая красавица и Кайам, 2013


Бакаева С.С. Минарет в Щебетовке, 2013


Бакаева С.С. Сельский дворик, 2013

     Большой фоторепортаж с открытия выставки, в котором можно увидеть ещё больше работ, доступен на сайте SEVAS.ru. Мы, конечно же, не знали, что фотографии экспозиции уже есть в Сети, и очень благодарны сотрудникам галереи за то, что без проблем разрешили нам фотографировать картины — пусть на авторежиме, с цветокоррекцией по памяти и по уровням — это лучше, чем просто ничего. Хотя, надо отдать должное «Арт-Бульвару» — они ещё и издают каталоги художников. Причём на весьма высоком полиграфическом уровне! И что важно — с уважительной дотошностью к точности цвета. Мы дважды побывали на выставке. И второй раз — уже перед отъездом — пришли, чтобы купить некоторые из каталогов на память. Очень трудно оказалось выбрать — и аукционные каталоги, и альбомы художников — всё интересно, но на всё уже не хватало бюджета. Хотя цена для таких качественных изданий весьма гуманна — порядка $30 за альбом — у нас за такие деньги подобное издание не купить. Поэтому ограничились роскошным альбомом Сергея Александровича Бакаева и совместным каталогом Аркадия Стрелова, Александра Стремского и Фёдора Захарова. Но на будущие визиты в Севастополь стоит закладывать в бюджет визит в «Арт-Бульвар»…

Молчанова-Дудченкова Е.А. Мыс Хамелеон. Тихая Бухта, 2011


Молчанова-Дудченкова Е.А. Вспоминая Волошина, 2011


Мезенцева М. Вечерний Карадаг, 2013


Скрипицын С. У пристани, 2013


Скрипицын С. Пляж. Коктебель, 2013


Скрипицын С. Море. Коктебель, 2013


Скрипицын С. К морю, 2013


Скрипицын С. У берегов Коктебеля, 2013


Скрипицын С. Карадаг вечером, 2013


Кравцов Н.В. Знойный полдень, 2013


Кравцов Н.В. Мыс Хамелеон перед дождем, 2011


Кравцов Н.В. Мыс Хамелеон. Тихая бухта, 2011


Кравцов Н.В. Орджоникидзе, 2011


Кулиш Э.П. У Волошина, 2013


Кулиш Э.П. Киммерийские сны, 2013


Кулиш Э.П. Блюз, 2013


Иноземцев А.В. Вечер на набережной. Коктебель, 2013


Иноземцев А.В. Пустынный Коктебель, 2013


Иноземцев А.В. Настроение, 2013


Орлов А.П. Холмы. Коктебель, 2013


Глинская Е. Весна в Коктебеле, 2013


Спиртус Е. Куст сирени, 2013


Поздеев И.А. Туман над Коктебелем, 2013


Ольхов В.Н. Маки в окрестностях Коктебеля, 2013


Ольхов В.Н. Дикий пляж, 2013


Ольхов В.Н. Крым. Коктебель. Дом Волошина, 2013

Участники «Волошинского пленэра»: Бакаева Светлана Сергеевна, 1963 г.р., с 2000 г. – член НСХУ. Воронина Инна Станиславовна, 1982 г.р. Глинская Евгения Владимировна, 1986 г.р. 2012 – участие в выставке-аукционе «Золотое Сечение», аукционе №23 «Contemporary Art», 2013 – участие в выставке «Поле Шрифту». Иноземцев Андрей Викторович, 1984 г.р. 2007 – первое место на Киевском конкурсе живописи В.Зарецкого. Кулиш Эдуард Петрович, 1971 г.р. Заслуженный художник АРК. Член НСХУ. Председетель молодёжного объединения Крымской организации НСХУ. Кравцов Никита Витальевич, 1988 г.р. 2012 – участник Параллельной программы – Первой киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE 2012. Мезенцева Марина, 1978 г.р. Участник многочисленных групповых выставок. Персональная выставка» галерея «Арт-Усадьба», г.Ялта. Ольхов Владимир Николаевич, 1956 г.р., с 1990 г. – член НСХУ. Орлов Андрей Павлович, 1979 г.р. Крымский живописец, пейзажист, портретист, мастер натюрмортов, абстракционист. Поздеев Игорь Александрович, 1969 г.р., с 2010 г. – член НСХУ. Поздеев Сергей Александрович, 1957 г.р., с 1992 г. – член НСХУ. Скрипицын Сергей, 1984 г.р. Соколовский Михаил, 1976 г.р. Крымский живописец. Абстракционист. Участник многочисленных пленэров и групповых выставок. Спиртус Екатерина, 1983 г.р. Лауреат конкурсов им. В.Зарецкого (2005 г.); им.Пузиркова (2008 г.) НАОМА г.Киев. 2007 г. – первое место в конкурсе «Является ли жизнь сном?» г.Киев.



P.S.


Волошин М.А. Коктебель 1932

     «Оказавшись в Коктебеле, я воспользовался вынужденным перерывом в работе, чтобы взяться за самовоспитание в живописи. Прежде всего я взялся за этюды пейзажа: приучил себя писать всегда точно, быстро и широко…
     Я начал писать не масляными красками, а темперой на больших листах картона. Это мне давало, с одной стороны, возможность увеличить размеры этюдов, с другой же, так как темпера имеет свойство сильно меняться высыхая, это меня учило работать вслепую (то есть как бы писать на машинке с закрытым шрифтом). Это неудобство меня приучило к сознательности работы, и тот факт, что [в] темпере почти невозможно подобрать тон раз взятый, — к умеренности в употреблении красок и чистоте палитры.
      Акварелью я начал работать с начала войны. Начало войны и её первые годы застали меня в пограничной полосе — сперва в Крыму, потом в Базеле, позже в Биаррице, где работы с натуры были невозможны по условиям военного времени. Всякий рисовавший с натуры в те годы, естественно, бывал заподозрен в шпионстве и съёмке планов.
      Это меня освободило от прикованности к натуре и было благодеянием для моей живописи. Акварель непригодна к работам с натуры. Она требует стола, а не мольберта, затенённого места, тех удобств, что для масляной техники не требуются.
      Я стал писать по памяти, стараясь запомнить основные линии и композицию пейзажа. Что касается красок, это было нетрудно, так как и раньше я, наметив себе линейную схему, часто заканчивал дома этюды, начатые с натуры. В конце концов, я понял, что в натуре надо брать только рисунок и помнить общий тон. А всё остальное представляет логическое развитие первоначальных данных, которое идёт соответственно понятым ранее законам света и воздушной перспективы. Война, а потом революция ограничили мои технические средства только акварелью. У меня был известный запас акварельной бумаги, и экономия красок позволила мне его длить долго. Плохая акварельная бумага тоже дала мне многие возможности. Русская бумага отличается малой проклеенностью. Я к ней приспособился, прокрывая сразу нужным тоном, и работал от светлого к тёмному без поправок, без смываний и протираний.
      Эту эволюцию можно легко проследить по ретроспективному отделу моей выставки. Это борьба с материалом и постепенное преодоление его.
      Если масляная живопись работает на контрастах, сопоставляя самые яркие и самые противоположные цвета, то акварель работает в одном тоне и светотени. К акварели больше, чем ко всякой иной живописи, применимы слова Гёте, которыми он начинает свою «теорию цветов», определяя её как трагедию солнечного луча, который проникает через ряд замутненных сфер, дробясь и отражаясь в глубинах вещества. Это есть основная тема всякой живописи, а акварельной по преимуществу».
Рассказ Волошина «о самом себе» как о художнике, о своём «самовоспитании в живописи»
написан в 1930 году для каталога выставки его акварелей (неосуществленной).

11 августа 1932 г. в 11 часов утра, на 56-м году жизни, в Коктебеле скончался Максимилиан Александрович Волошин.
12 августа он был погребён на горе Кучук-Енишары (впоследствии получившей название Волошинской).
Tags: Волошин, Коктебель, Крым, Севастополь, Севастопольские каникулы '2013, живопись
Subscribe

  • Фарфоровая

    Удивительно, но я думал, что делал этот пост совсем недавно, ну может лет пять назад максимум — но не десять! Итого получается…

  • Опять пора менять шубки

    В прошлую субботу нам с мамой наконец-то удалось погулять в парке. Всю зиму в силу возраста и вследствие так называемой «барической…

  • И снова 2012 — ЖЖ дарит красивые воспоминания!

    И снова 2012! День в день, и почти час в час. И цифры одинаковые: 2012/2021! Много из того года приятного приходит. Вот, как этот пост.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Фарфоровая

    Удивительно, но я думал, что делал этот пост совсем недавно, ну может лет пять назад максимум — но не десять! Итого получается…

  • Опять пора менять шубки

    В прошлую субботу нам с мамой наконец-то удалось погулять в парке. Всю зиму в силу возраста и вследствие так называемой «барической…

  • И снова 2012 — ЖЖ дарит красивые воспоминания!

    И снова 2012! День в день, и почти час в час. И цифры одинаковые: 2012/2021! Много из того года приятного приходит. Вот, как этот пост.…