Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Вверх по Яузлару

Эти места полюбились нам ещё три года назад. Той осенью мы впервые гуляли по Боткинской тропе. Было прохладно, сыро — и очень красиво. Осень буйствовала на горных склонах всеми своими красками. Блестели на жёлтых и багряных листьях дождевые прозрачные капли. Мы дошли до мостика через Яузлар и водопада-козырька, выше которого наверняка должны были быть многочисленные каскады водопадиков. Не прогуляться вверх по руслу было просто невозможно! Река была великолепна — а с высоких берегов свешивалась к белым камням пышная разноцветная осень… Мы поднялись по реке до развилки русла, и вскарабкались на засыпанный рыжей хвоей островок. Здесь, в укромном уголке между водопадами и среди могучих камней, утопающих в красной скумпии, мы нашли уютную полянку с костровищем и устроили привал… Подумав, мы решили не подниматься выше по течению. Время поджимало, а по Боткинской хотелось всё же прогуляться до Ставри-Кая. И мы вернулись на тропу. Не зная о том, что были совсем рядом с самыми большими водопадами Яузлара…

Это только присказка, сказка впереди

Нынешней осенью мы уже пересекали Яузлар, спускаясь по Боткинской тропе, но светлого времени на прогулку по речке нам не хватило. Очень хотелось вернуться. Поэтому было решено посвятить один из финальных дней отпуска неспешной прогулке вдоль русла. Тем более, теперь у нас появился дополнительный стимул — геокэшерский тайник.
    Был солнечный, но не жаркий день. В зоопарке ревели какие-то хищные кошки (тигры? львы?) и истошно орали павианы. Лес был светел и радостен, несмотря на несущиеся снизу жуткие звуки. Мы быстро поднялись до мостика через Яузлар. Солнечным днём ущелье было ещё наряднее, чем под трёхгодичной давности осенним дождиком. Сверкала в водопадиках прозрачная вода — чистый хрусталь, звонкий и очень холодный! Но дух авантюризма всё же победил, и импровизированное купание состоялось! Если можно называть купанием стремительное омовение под ледяными струями природного «фонтана»… И мы шли то по камням русла, то по крутым тропкам среди сосен, клёнов и скумпий, а над нами, в синем высоком небе, возвышались белые обрывы края плато — манящего и очень далёкого…
    За любованием красотами мы не заметили, как добрались до развилки. И некоторое время раздумывали, по какому руслу следует двигаться дальше. Правое было солнечным и светлым — зато с крутыми обрывистыми берегами, не обещавшими лёгкой дороги. А в левое русло — тёмное, скрытое в холодной и влажной тени — вела тропка через уже знакомый скумпиевый островок. И мы пошли левым руслом. Обходя водопады по огромным серым камням. И очень скоро упёрлись в водопад, обойти который было довольно затруднительно. Русло реки сходилось здесь в узкую теснину, зажатое крутыми скалами. Скалы напоминали слоёный пирог, и мы сделали попытку взобраться по ним, как по лесенке. Но то, что казалось снизу вполне возможным, на поверку оказалось довольно жутковатым, и мы не стали рисковать — скользко.
    Внимательно перечитав описание тайника, выяснили, что идти всё же следовало по восточному притоку. И до места, к которому мы стремились, оставалось всего ничего! Мы поняли это, только вернувшись к разветвлению русла и вскарабкавшись по его правому боку. Неприметная тропка вывела-таки нас в искомую точку.
    Вот это было зрелище — так зрелище! Водопад — высоченный, не слишком полноводный, но впечатляющий масштабами, заключённый в оправу из всё тех же слоистых скал — над просторным ущельем с берегами, зелёными от пышной травы и высоченных сосен. А над водопадом, в вышине среди очень синих небес — обрывистый край яйлы, дразнящий и далёкий… По скале вдоль сбегающих водяных потоков можно вскарабкаться — здорово и немножко жутко, и текущая мимо под странным углом вода производит тогда очень странное впечатление. Будто горизонт заваливается куда-то набок, а пространство выгибается чашей, как внутри «рыбьего глаза». И тогда хочется спуститься вниз — от греха подальше — чтобы это обманное пространство не заставило потерять равновесие над своей угрожающей глубиной…
    У поваленного дерева на склоне ущелья мы отыскали кэш. И устроились на обед в камнях у журчащей речки, любуясь водопадом и золотящейся кромкой яйлы. Как всегда незаметно пролетало время. Пора было пускаться в обратный путь…
    Мы форсировали крутой берег ущелья и угодили аккурат на давешнюю полянку среди камней. Наконец-то мы доосвоили и здешнюю географию!.. На ущелье опускалась тень, солнце убегало от нас за вершины скал. Кромка яйлы, освещённая сбоку, сияла светлым золотом.
    А потом повеяло холодом, и пришёл туман. Он потянулся языками над вершинами сосен, и на несколько минут проглотил небо и скалы в вышине. Русло реки, укрытое вечерним сумраком, было по-прежнему красиво — с жёлтыми клёнами и красными скумпиями, светящимися среди белых камней. Журчала прозрачная вода… Мы выбрались на Боткинскую тропу. И какое всё же удовольствие гулять по вечернему осеннему лесу — вниз, в опускающихся сумерках, среди лесных ароматов, среди сосен, скумпий и восхитительных папоротниковых ковров! Чудесное, ни с чем не сравнимое ощущение крымского вечера…
    Когда мы вышли из леса, солнце уже село. Живописно раскинулась внизу долина, украшенная разноцветными осенними деревьями и колоритными домами. На горах под лиловым небом лежали плотные шапки облаков. Жутко взрёвывали звери в зоопарке (не иначе разгуливают на свободе гепард и павиан!). А дорога, на которую мы вышли, наверху заканчивалась воротами с деревянным зелёным домиком. На домике была сильно пострадавшая от времени надпись «КЕМПИНГ». За забором, поросшим каким-то вьюном — увы — читались явные следы заброшенности и запустения. Вот и разгадали мы загадку поглощённых местными джунглями руин за забором вдоль Боткинской тропы…
    По крутой тропке мы спустились на дорогу к зоопарку. Тут повстречалось ещё одно готичное чудо. Справа от дороги возник вдруг колоритный забор — кованый, красивый и явно дорогущий. Потом были ворота — абсолютно прекрасные в лиловых сумерках, словно кадр из фильма про Дракулу… А потом забор внезапно закончился — без предупреждения, как и начинался. Просто за его последними прутьями начинался ничем не ограждённый лес, входи — не хочу. Так и осталось для нас загадкой предназначение забора, ничего по сути не ограждавшего… Сумерки тем временем превратились уже в полноценную темноту. И в этой тьме, фиолетовой и бархатной, плавала над горами горящая кроваво-красным светом надпись — «ЗООПАРК». И где-то там жутко ревели по-прежнему невидимые хищники…
    Вечер и туман принесли холод. Мы немного прошлись вниз по улице Кирова — а потом впрыгнули в проезжавший автобус. И после стремительной петли до дома — за тёплой одеждой — вышли гулять на набережную. Разве можно упускать вечер в Ялте? Когда так красиво, и празднично, и шуршат волны, дробя в чёрных волнах разноцветные огни…
    А ещё — мы любовно снимали чудесный подъезд старинной гостиницы, где над аркой склонились великолепные Атлант и Кариатида… И нас ждал Массандровский подвальчик с его витражами, настенными росписями и вкуснющим вином. И ещё были художники на Пушкинском бульваре, и прекрасные праздничные аллеи, и степенные гуляния… Наконец холодный ветер погнал-таки нас к дому. Впрочем, была уже ночь, и оставалось только удивляться, до чего быстро и незаметно закончился этот день…
Ялта, 24 октября 2013 г.
Tags: Боткинская тропа, Крым, Ялта, Яузлар, горы, осень

• Затерянный Батилиман

Настало утро очередного дня отпуска. Снова кошки, снова кормление размороженной рыбой, снова эта умилительная толпа лемуров с…

• Караньские высоты

В продолжение сегодняшнего похода наш путь из Флотского лежал на Караньское плато. Тропиночка от сельского кладбища повела вверх,…

• Бирюзовое сердце

В качестве первого похода в окрестностях Севастополя мы выбрали посещение Кадыковского карьера, эффектные фотографии которого в 2020…