Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Короткий путь на Северную и долгое «курлюканье» домой

В нескольких словах нам вчерашний поход – а прогулкой это уже не назвать – можно пересказать так: Лучистое – Коровья тропа – Джурла – Базарбай – Диплис-Хая – Кара-Оба – Курлюк-Баш = маршруты 131 – 138 – тут ваще почти никто не ходит – 137 – 136 – 135. Крымофилы поймут... А вообще – день случился фантастически красивым, преисполненным новыми видами и впечатлениями, не без коварных испытаний, конечно.

Первое наше пробуждение в Алуште ознаменовалось отсутствием не только воды – эта неприятность была в принципе ожидаемой – но и света. В пять утра мы собирались в поход при свете уличных фонарей и умывались из кружек при свете карманных фонариков. Фонари на улице, впрочем, скоро тоже отключили... Мягко говоря, забавный экспириенс... Как и то, что вечером в девять воду выключили – так мы и остались клиентами Мойдодыра. График жизни алуштян из понимания пока ускользает...

Да здравствует ясное небо!

Когда автобус привёз нас в Лучистое – оказалось, что в природе нынче всё не так уж и плохо. Тучи разошлись, показав нам и Бабуган, и Чатыр-Даг, и Демирджи во всей красе. И даже солнышко вышло, осветив склоны гор, снежные выси Северной Демирджи (есть снег, есть!) – и нас, вселяющих в местных сторожевых псов нездоровый энтузиазм. Что ж, полюбовались видами на Бабуган и Чатыр-Даг, украшенными облачными полосами, сияющей белоснежной Северной – теперь, как говорится, наверх!
    А солнце поднималось, и каменные фигуры Южной Демирджи постепенно загорались тёплым светом. И коровья тропа была солнечной (и ЖАРКОЙ!), и сиял яркими красками лес, больше похожий на осенний, тянулись поперёк дороги солнечные полосы, и не на шутку тянуло поискать на лесистых склонах пионы... Капельки, бисером висящие на ветках, отражали голубое небо, жизнь была прекрасна.

Здравствуй, снег!

А потом вдоль дороги стали попадаться первые снежные лоскутки. Очень белые, они лежали среди рыжего леса, словно праздничные украшения. Меж тем солнечный свет меж стволов принялся меркнуть. Снизу ползли лилово-серые облака. Пасмурность отвоёвывала мир назад...
     Дорога свернула, обходя вершину, и стало ясно, что осенняя сказка закончилась. Начиналась сказка зимняя. Сугробы наступали на дорогу – да так, что сразу стало сложновато идти. Снег уже не удивлял. Тут он был хозяином. Здесь царила полноценная зима. И лёд, и сугробы, и ледяные капельки на сосновых иглах... Водопад Джурлы журчал среди снежных берегов. И белыми снежными полосами были разукрашены огромные камни вокруг ущелья. Серые низкие тучи наползали на горы. Их пики тоже были покрыты снегом. И белыми контурами инея светились кроны далёких сосен на склонах. А дальние вершины вдруг вспыхнули под пробившимися солнечными лучами, сделавшись слепяще, сказочно белыми...

Незнакомой тропой

Мы отыскали давно желанную тропу, и принялись подниматься вверх над Джурлой. Ущелье тонуло в снегу, и водопад выглядел с высоты как тоненький ручеёк, пробивший себе в снежном царстве маленькую проталинку... С полянок, где царствовала внезапная здесь рыжая осень, мы снова свернули в зиму, в глубокий снег, в холод, и зима распахнула перед нами сказочную поляну с огромным деревом, в окружении леса и скал, и клубились над седлом Демирджи пронизанные солнцем тучи... Тут был наш привал, и солнце милостливо выглянуло из туч, озарив горы и поляну волшебным светом, какой бывает только среди пасмурного дня. А рядом с нашим брёвнышком посверкивала заледенелой хвоей пушистая маленькая сосенка – не давая забыть, что сказка эта – новогодняя.
     А когда, уже уходя, мы обернулись на приветливую поляну – оказалось, что её совсем скрыло туманом. Словно задёрнулся за нашими спинами занавес.

По следам и по снежной целине

Мы шли дальше – по тропке, протоптанной кем-то впереди нас. Следы вывели нас на смотровую Базарбая, и оказалось, что за облачной пеленой есть панорамы, и море видно, и небо в просветах туч, и слегка позолоченные отблесками солнца берега. Эти картины плавали в раме из заснеженных камней, словно задумчивые акварельные фантазии... А тропка, проторенная незнакомцами, ушла дальше, в направлении не нашем. И перед нами была теперь снежная целина, да смутные следы заметённой снегом тропы. А ещё – привязанные к веткам сигнальные тряпочки... По тропке бежали заячьи следы. Мы шли за зайцем, пробивая наст и проваливаясь глубоко в снег. И завидовали слегка лёгоньким зверушкам (ласки? Куницы?), едва-едва отпечатывавшим свои лапки в снежной целине. Над оставленным нами хребтом клубились облака на фоне свинцового неба. Это было завораживающе красиво.

Снежная сказка

Мы попали в снежный лес. Деревья стояли в ледяном убранстве – оно осыпалось под дневным теплом, и весь лес тихонько шуршал и позвякивал, роняя с ветвей льдинки. Место было первобытно-диким, завораживающим. За лесом открывались просторы долины, по которой тоже давно не ступала нога человека. По признаком былой тропы нам опять предстояло прорываться сквозь снега – к вершине. Это было трудно и долго, снега было едва ли не по колено. Но зато – какая красота открылась нам с Диплис-Хая! Как плавали в этом первозданном пейзаже волны света и облаков! Как сиял снег и как хороши были горы! Мы долго не могли оторваться от этой непрерывно меняющейся красоты – зная уже, что о спокойной обратной дороге можно забыть...

Вдоль обрывов Хапхала

Конечно, мы не свернули на дорогу, обещавшую эвакуацию вниз! До заката оставалось всего ничего – но и обрывы Хапхала были уже совсем рядом!
    И мы пошли к обрывам.
     Это было что-то непередаваемое. Как клубились облачные густые моря под пугающими скалами! Как бездонны были пропасти под ногами! Как величественны скальные пики! А рядом со всем этим лежала необъятная яйла, полная белого снега, заиндевелых сосен, охваченная свинцовым морем пасмурности. Это было красиво до ощущения нереальности. Мы давно ушли от последних человеческих следов в снегу, потеряли все дороги, а свет меж тем тускнел и тускнел. Близился закат невидимого за тучами солнца. И мы напролом через снежную целину принялись искать дорогу, с сожалением отрываясь от странствия по сказке.

К Курлюк-Башу

Потом была дорога, превратившаяся в зимнем варианте в узенькую кривую тропку. Близились сумерки, но быстро идти не было возможности. Кругом клубились тучи, но где-то со стороны Тырке был ещё какой-то свет. А вот мы двигались в свинцовую темень. «Похоже, что мы идём в Мордор,» – пошутила Лена. «Ага, причём – через Лихолесье!» – отвечал Андрей...

Через Лихолесье в Мордор

А начиналось всё оптимистично. Нашлась хорошая тропа, мы спустились в прекрасный, убранный белым инеем снежный лес. В ботинках, правда, уже давно и уверенно хлюпало – но это была ерунда, главное: вот она, тропа, наконец-то!
     Туристической поляны мы достигли уже в темноте. Тут оказалось людно. Туристы у костра звали на огонёк, а услышав про наши планы насчёт Курлюк-Баша, дружно ужаснулись: «Не вздумайте! Мы так сюда пришли! Там всё развезло, скользко, не пройдёте! Лучше заночуйте у нас!»
     И, конечно же, мы пошли Курлюк-Башем.
     Вот это было приключение так приключение. Лихолесье и Мордор в одном флаконе. При свете фонарей в тёмном ущелье, по обрывистому берегу, где от тропы осталось одно название – да ещё почти слышимо витали матюги тех, чьи следы скользили на размытой глине. Мы теряли тропу, равновесие, падали, застревали среди упавших деревьев... В общем, это было жутковато и повторять этого совсем не хотелось бы. Ну, зато – незабываемо! На закуску мы три раза пересекали речку по импровизированным мостикам, и свет фонарей страшновато метался по перекошенным брёвнам и струящейся внизу воде. И свету фар в ночи – от близкого шоссе – мы были несказанно рады. Приключение закончилось счастливо. И удачно подкативший троллейбус быстро домчал нас до Алушты.

Tags: Демирджи, Джурла, Крым, Новогодний Крым

Posts from This Journal “Новогодний Крым” Tag

• В гости к призракам (расширенная версия)

Вот и подошёл очередной Новый год… Кажется — только-только мы бродили по заснеженной зимней Демирджи — и опять пакуем чемоданы.…

• Северный путь

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало: « Новогодняя Джурла» Впереди нас ждала неизвестность. Тропой назвать наш путь было уже сложно — мы шли по…

• Новогодняя Джурла

В Крыму сейчас вовсю бушует весна, а у нас за окном снова снег. Пусть немного — не то, что в былые годы ( 2012-4-1, 2012-4-8,…