Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Культурная программа

Нам так редко удаётся сорганизоваться и выбраться куда-то вместе в выходные, что столь насыщенная культурная программа, которую мы устроили себе в прошлые выходные — настоящее событие, требующее непременного занесения в дневник. Началось с того, что ещё в начале апреля на глаза попалась маленькая заметка с анонсом выставки скетч-работ Оксаны Кагальниковой в музее народного и декоративно-прикладного искусства в Тульском кремле. Заинтересовавшись, отправились было гулять, но, не пройдя и квартала от дома, дико замёрзли и вернулись в нору греться. Но в прошлые выходные с погодой повезло, да и событий, требующих внимания поприбавилось. Кроме ждавшей нас экспозиции скетчей в Тулу приехала очередная выставка «Золотая Черепаха», а субботним вечером мы решили сходить на очень любопытный концерт. Но обо всё по порядку…

Для начала решили пройтись немного дворами и, пользуясь солнечной погодой, сделать пару кадров Католического собора святых архангелов Петра и Павла. Просто так, чтобы было. А то стоит в соседнем дворе, а фотографий нет. Окружённый со всех сторон домами, собор почти всегда в тени. В советское время здесь было издательство, а теперь в храме даже есть орган — и регулярно проводятся концерты.
    Около главной тульской достопримечательности — небольшого, но красивого кремля — по традиции торгуют сувенирами и тульскими самоварами. На заднем плане Храм Преображения Господня и Успенский кафедральный собор, в котором на следующий день верующим раздавали благодатный огонь.
    Ещё один символ города — Башня Одоевских ворот Тульского кремля.
    В кремле мы первым делом видим стройку. Нынешний губернатор решил остаться в памяти туляков, восстановив снесённую в советское время колокольню Свято-Успенского собора Тульского кремля. Строительство вёдется уже давно, как и в старые времена — на народные пожертвования. Но ко Дню Победы на колокольню обещали смонтировать шпиль — вон он стоит недалеко от храма. Должно получиться как на старой фотографии.
    Кстати, в честь 250-летия Свято-Успенского собора Тульского кремля сегодня в Facebook весь день 26 апреля состоится необычная обменная акция Тульского музейного объединения и Государственного исторического музея — рассказ об истории и убранстве Свято-Успенского собора Тульского кремля на странице Покровского собора (Храма Василия Блаженного). Одновременно на странице Тульского музейного объединения — презентация одного из самых ярких соборов мира, храма Василия Блаженного.
    А это второй собор Тульского кремля — Богоявленский, построенный в память погибшим воинам во время Отечественной войны 1812 года. Был заложен 24 апреля 1855 году, а освящён в 1862 году. В храме было отопление, и в отличие от Успенского собора кремля службы в нём совершались и в зимнее время. В 1930-е годы собор был закрыт. Потом в нём размещались аэроклуб, клуб физкультурников и, наконец, Музей оружия. В облике храма из пяти глав сохранилась только одна — центральная, с восточной стороны храма появилась музейная пристройка. Про сам музей мы уже как-то рассказывали
    В западной части кремля ранее располагались Тульские электросети. Не так давно их всё-таки выселили отсюда и начали строительство нового музейного комплекса. Что тут будет доподлинно неизвестно, но пока получается вроде симпатично. И даже уже работает первое музейное здание — музей народного и декоративно-прикладного искусства. Вот туда-то нам и надо!
    Нам повезло — экспозиция замечательных скетчей Оксаны Кагальниковой оказалась на месте! Более того, у вас тоже ещё есть шанс её увидеть — выставка работает до завтра! Нам она очень понравилась! Меткие, с тёплой иронией, живые рисунки просто дышат энергией, создают прекрасное настроение. Украдкой снял сквозь стекло несколько работ — обязательно посмотриnt при возможности вживую!

Покинув кремль и пройдясь по старым улочкам, мы пересекли мост и оказались в Криволучье. Здесь, «на Площадке», есть магазин музыкальных инструментов «Бастон», который уже не первый раз балует нас интересными концертами. Совсем недавно мы были тут на «Вороне Кутха», а на сей раз нас ждало знакомство Чайкой Чурсиной (Санкт-Петербург) и Сивергой (Славянск).
    «Чайка Чурсина - певица, поэт, фейерверк. Акустический приджазованный рок. Изначально это чарующий голос в сочетании с интересными текстами, гитарным аккомпанементом и безумной энергетикой. Долгое время выступала сольно. Активно гастролировала по городам России, Украины, бывала в Белоруссии. Затем Чайка Чурсина - это была целая полуакустическая банда. Но, видимо, настало время очередных перемен. На данный момент Чайка сотрудничает с разными музыкантами, постоянного состава нет».
    «Некоторые люди говорят, что в Питере хмурая, дождливая погода и серые дни. В опровержение этого Чайка вместе с чудесным голосом, песнями и стихами, привезла нам из Питера настоящий солнечный, весенний день, оставив надолго всем слушателям и гостям, море улыбок, приятных воспоминаний и тепла».
    «Эмоциональный напор и драйв, язык старославянской мифологии и неимоверная мелодичность песен, всё это — Сиверга и этно-гранж формация РΣMΣCΛO».
    Жалко, что формации «Ремесло» ныне не существует — из-за отсутствия живой группы Сиверга освоил луп-станцию, заменив людей электроникой. На живом концерте вся эта суета с кнопочками несколько отвлекает, тогда как в мифические песни автора хочется погружаться с головой, а полную глубину музыке смогут придать только люди. Как нам кажется. Так что пожелаем Сиверге найти своих попутчиков — мы будем рады вновь окунуться в его музыку.

На закате Тула уже не так симпатична, как солнечным днём. Старые домики Чулково, похоже, доживают последние годы. Как-то подозрительно велика тут плотность пожаров на метр — а новые торговые центры строить негде. Собирались вдоль берега благоустроить набережную Упы... Какие-то работы в береговом болоте ведутся, но пока никакой красоты в этом не угадывается. А исторический центр потихоньку тлеет…

После ночных бдений — кто праздничную службу в храме слушал, а кто рассказ про дорогу из Феодосии в Орджоникидзе сюда загружал — воскресным днём мы всей семьёй отправились в выставочный зал на Красноармейском. Там уже пару недель как представлена экспозиция очередной — восьмой — «Золотой Черепахи». Это событие пропустить никак невозможно, поэтому имейте в виду, что выставка продлится до 19 мая — выделите часочек! Просим прощения у авторов за некачественное репродуцирование конкурсных работ — в зале все они довольно сильно бликуют — приводим их тут исключительно чтобы заинтересовать проектом потенциальных зрителей и участников!
    По пути домой… Свято-Никольский (на Ржавце) храм. В ХVII веке здесь была построена деревянная церковь во имя святителя Николая, в народной памяти уже тогда сохранилось название «Николы на Ржавце». Приставка эта возникла как особливое обозначение этого прихода по отношению к другим храмам Тулы, имеющим престолы в честь святителя Николая Чудотворца. Связано это с тем, что эта низинная местность когда-то была заболочена. Здесь же протекал ручей Ржавец, названный так по цвету воды: болотные речки зачастую несли, кроме песка и глины, частицы железной руды, придававшие воде красновато-бурый оттенок. Церковный историк и духовный писатель Павел Иванович Малицкий в своей книге «Приходы и церкви тульской епархии» (1895) говорит об этом так: «Приход Богородицерожденственской на Ржавце церкви занимает низменную часть города Тулы, бывшую некогда сплошным болотом, покрытым осокою и тростником, где водилось много дичи». В 1749 г. построили каменную церковь Рождества Богородицы с приделом святителя Николая, а деревянную в 1751 г. продали в село Иван Озеро. В 1831 г. в храме был устроен второй придел в память Рождества св. Иоанна Предтечи. В 1895 году при храме начала действовать Церковноприходская школа.
    И ещё одна картинка, связанная с прошлым воскресеньем — заглянули на книжный «freemarket». Принесли рюкзак прочитанных с прошлой ярмарки книг, унесли домой немного новых трофеев. Эх, там позже ещё концерт «Джема под Пальмой» был, но мы не стали дожидаться — нагулялись уже…
    И, кстати, о выходных грядущих… В галерее «Ясная Поляна» вчера открылась песональная выставка Марии Аршакян «Дорожный альбом». «Дорожный альбом» включает около 90 графических и живописных работ, которые созданы во время путешествий Марии Аршакян, сотрудницы музея-заповедника «Ясная Поляна», по Италии, Испании, Греции, Дании, Германии, Франции, Болгарии, Португалии». Собираемся сходить и вам рекомендуем.
Tags: Золотая Черепаха, Кремль, Тула, выставка, концерт, музей, музыка

• Караньские высоты

В продолжение сегодняшнего похода наш путь из Флотского лежал на Караньское плато. Тропиночка от сельского кладбища повела вверх,…

• Бирюзовое сердце

В качестве первого похода в окрестностях Севастополя мы выбрали посещение Кадыковского карьера, эффектные фотографии которого в 2020…

• Снова осень. Севастопольский пленэр

Осенью 2020 года в Севастополе состоялся проводимый Арт-отелем «Украина» давно ставший традиционным Севастопольский академический…