Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Большое Крымское Путешествие. Неделя первая, начало

Мы уже давно в Туле… Позади Большое Крымское Путешествие. Всё это время отснятые фотографии и видео «переливались» на домашние накопители, сортировались и переименовывались — а их оказалось не просто много, а очень много. Около 11000 только фотофайлов! Конечно, там львиная доля брака и повторов, но всё равно объём материала, который предстоит обработать, немного пугает. Поэтому для начала решили в детали не углубляться, а хотя бы самим вспомнить вереницу событий наших крымских приключений. Но событий и впечатлений было так много, что кратким этот дневник не получается — жалко оставлять без внимания яркие краски того или иного дня… А к самым красивым моментам будем возвращаться позже — по вдохновению. Итак, мы останавливались в Алуште, Судаке и Коктебеле. Получается логично разбить наш дневник на три большие части, а их уж придётся дробить на более мелкие для щадящего трафика. Начнём с начала, то есть с Алуштинской недели…

5 мая
    Как мы уже писали, в этом году нам пришлось опробовать авиапуть в Крым. По времени это получается вроде как быстрее поезда, но выматывает гораздо сильнее. Немного справочной информации. Путь туда. Из Тулы мы выехали в 10:00 микроавтобусом Тула — Москва, метро Домодедовская (400 руб.). К началу второго на маршрутке (120 руб.) добрались до аэропорта Домодедово. Благодаря электронной регистрации (Трансаэро, 3200 руб.) почти мгновенно избавились от багажа (на специальной стойке DROP-OFF). Подключились к бесплатному Wi-Fi, посмотрели на Первом очередную серию сериала «Остров Крым», перекусили, и начали уже скучать. Рановато приехали — вылет только в 17:45. Ну да ничего — Лена выспалась, а мне удалось почитать ленты новостей в соцсетях. Да и c аэровокзалом познакомились — последний раз мне приходилось улетать отсюда лет пятнадцать назад — ничего узнаваемого не осталось…
    Время в полёте пролетело незаметно — благодаря непрерывному облачному шоу за бортом, подготовке фото для Инстаграма и ЖЖ (всё тут), и, конечно же, лёгкому ужину… И вот в 20:50 (вместо 20:00) мы наконец-то в аэровокзале Симферополя! Хватаем вещи, садимся в авто встречающего нас хозяина и едем в Алушту (1200 руб.).
    Итого, время в пути — 12 часов. Обратный путь из Коктебеля до Тулы, несмотря на довольно плотные по времени пересадки, занял у нас чуть больше — 14 часов (отчасти благодаря московским пятничным пробкам).
    В Алуште ждал первый сюрприз — в начале одиннадцатого вечера магазины уже не работают (кроме АТБ, куда мы поленились идти). Отправились на набережную — поздороваться с морем и в надежде перекусить. Аншлага там, мягко говоря, не наблюдалось (5 мая!). Настолько, что даже не сразу удалось найти работающее кафе. Но в одном — уже закрывающемся — заведении для нас открыли-таки кухню и покормили горяченьким. Но мысль о том, чтобы сразу с утра в горы, пришлось отбросить. С утра по магазинам! Тем более, что два намеченных двухдневных похода из-за нестыковки с крымскими друзьями мы решили трансформировать в один трёхдневный…

6 мая
    Ну а после стремительного утреннего штурма магазинов, чтобы не терять ни одной драгоценной минуты отдыха, мы отправились осуществлять первую из намеченных мечт — Бал ирисов в Никитском ботаническом саду. Первыми впечатлениями мы уже делились, красочный альбом обещаем чуть позже, а пока ещё одна небольшая ремарка — эмоции Лены от этого долгожданного праздника…
    Вот и сбылась, наконец, очередная мечта. Бал ирисов в Никитском ботаническом — что может быть более интригующим? Мы ехали в Никиту в надежде, что ирисы не успели отцвести и дождались нас. И удача нам улыбнулась.
    Правда, низкорослых ирисов увидеть уже не удалось — ранние это цветы. Зато высокие сорта пребывали в самом разгаре пышного цветения. Каких только не было красавцев! Роскошный цветок, барокко и модерн в одном флаконе. Мы заблудились в богатстве форм и красок. Цветы-лабиринты, цветы-чаши, цветы-бабочки… Прекрасные и гордые — и поодиночке великолепные, и в пышных пестроцветных клумбах. А рядом ещё цвела душистая махровая сирень. И весь сад был увит благоухающей, нежной, прелестной глицинией. Её изящные пряди свисали тонкими гирляндами, колыхались на ветру — и ПАХЛИ, ПАХЛИ, ПАХЛИ! Белые, сиреневые, розовые… Так что запланированный на вечер выезд в Ялту отложился сам собой.
    Мы удачно впрыгнули в автобус до трассы, слегка пьяные от ароматов и блужданий по цветочным изыскам. Ожидание на трассе, троллейбус… И уже вечерняя Алушта, золотая в заходящем солнышке. Оно, покинувшее нас в Никите, здесь светило по-прежнему, приветствуя нас, слегка озябших, но довольных. Мы торопились домой, в наше новое гнездо — следовало собирать рюкзаки. Нам предстоял наш первый трёхдневный поход — вожделенный и немного пугающий. Путешествие с палаткой через три яйлы: Демирджи, Тырке и Караби…

Далее придётся частично повторить наш инстаграм-дневник, который удалось опубликовать уже перед отъездом из Судака в Коктебель, урывая минутки у сна и борясь с неторопливым мобильным интернетом. Добавим других картинок, да и расскажем поподробнее. Ведь это действительно случился «поход мечты» — мы этим маршрутом грезили очень давно, разведывали отдельные его кусочки, но чтобы вот так — разом… Мечта!

7 мая
    С утра пораньше мы приехали в Лучистое, и отправились повторять зимний маршрут через Джурлу на Северную Демирджи. Тот поход до сих пор стоит перед глазами — так много впечатлений он оставил! Очень хотелось вернуться на эти тропы без спешки. И вот мы снова в пути.
    Коровья тропа — прекрасное место для прогулки в любое время года. Но весна… Когда пионы… Когда цветут деревья… С последними, конечно, в этом году не повезло. Тёрн и вишня уже отцвели. Яблони вроде и на бутонах, но, похоже, их пожрали какие-то паразиты. Радовали на маршруте в основном груши. Впрочем, радовало всё! Кроме, разве что, неработающего родничка в начале тропы к Алаке — хорошо, что подстраховались, и запас воды взяли снизу.
    Пасмурную Джурлу миновали не задерживаясь — сразу вверх к Базарбаю. Чудный буковый лес на подъёме, знакомая полянка с огромным деревом, купол синего неба и бесконечные горные просторы. Зимних красот с инеем и туманами, конечно, не было — зато были яркая зелень травы, цветочное буйство — а ещё цвели розовым ароматным цветом яблони. И повела тропка вдоль подножия гор, полная запахов и красок. Качали головами яркий атласный лён и шалфей, золотыми полянами сияли в изумрудных травах «барашки». И было бесконечно хорошо в этих райских весенних полянах, и припекало вдруг ставшее летним солнце…
    На зимние смотровые Базарбая мы подниматься не стали — жаркая дымка особых красот не сулила. Впереди был долгий, изнуряющий под рюкзаком подъём к Диплис-Хая (1256). Зимой, несмотря на снег местами по колено, он почему-то дался полегче…
    На вершине простор, красота, восторг! Уф! Подъёмы на сегодня закончились! Но мы лёгких путей не ищем — есть ещё один географический интерес! На восток ведёт дорога — на самый-самый крайний уголочек Демирджи-яйлы. Тоже предмет давнего любопытства. И ведь не зря! Удивительно благостное и комфортное местечко. Круговой обзор на все крымские красоты, просторная сочно-зелёная лужайка — ну хоть не уходи! Но у нас ещё были планы на другие восточные края яйлы.
    Склоны яйл Демирджи и Тырке образуют огромный цирк, внутри которого сокрыто ущелье Хапхал, название которого (Хаб-Хал) в переводе означает «волчья пасть». Вот эти-то «зубы» — острые отвесные скалы Северной Демирджи — наш самый большой интерес на этот день. Так что мы продолжили путь по восточной кромке яйлы на север. По ходу присматривая местечко для наилучшей встречи рассвета. Но чем дальше в лес, тем меньше хочется возвращаться. Тем более, что утром этот «назад» придётся «крутить» вперёд. Так что мы с толком, с чувством, с расстановкой полюбовались всеми открывшимися нам волчьими зубами и угнездились уже ближе к перевалу Кара-Оба… По-хорошему, надо было бы пройти подальше — хотя бы до перевала — чтобы сократить завтрашний маршрут. Но тогда бы мы не увидели такой широкой панорамы на рассвет над восточным Крымом. Впрочем, мы и так не увидели… Туман-с…

8 мая
    Зато после завтрака погодка разгулялась. Облака растаяли, и стало реально жарко. Так что, учитывая, что нам предстояло пройти раз в пять больше, чем накануне, мы оставили в стороне и живописные скалы Хатмер-Хая, и шикарную смотровую Стол-Горы — пробежали Тырке-яйлу по диагонали прямо к Долгой горе. Она, правда, немного в стороне от дороги, но как-то мы её всегда обходили — обидно, решили исправить. Совершенно не зря! С Долгой открываются и просторы Тырке, и вся Долгоруковская яйла, и Караби рядом, и вот внизу хребет Таш-Хабах, по которому лежит наш путь на Караби.
    Оставив в стороне Кара-Тау, по которой год назад мы бродили в непроглядном тумане, мы отправились прямиком на Белую (Тай-Коба, 1262). Небо хмурнело и временами вершину затягивало облаками, но нам всё же повезло — их сдуло! Наконец-то нам открылись панорамы «пол-Крыма» и живописные южные скалы яйлы!
    Теперь нам предстояло пересечь всю Караби-яйлу с запада на восток, чтобы попасть в вожделенную Чигенитру. Эти шесть километров по каменистой грунтовке — пожалуй, самая нудная и выматывающая часть пути. Хотелось уже скорее дойти до восточного края яйлы, сбросить рюкзаки и неспешно созерцать красоты скал, долин, ущелья внизу… Но неспешно не получилось — чтобы не ставить палатку впотьмах следовало поторопиться. Но как торопиться, когда кругом такие пейзажи?! Ущелье Чигенитра — просто потрясающее воображение место! Столько здесь переплетено ландшафтов и цветов — такого разнообразия, наверное, нет больше нигде в Крыму! Здесь можно было бы провести пару дней и не насытиться. Эх, может, утром ещё удастся побродить по здешним склонам…

9 мая
    Утром, едва разлепив глаза, бегом устремились на вершину Лапата-Хая — хорошая такая утренняя разминка. Вид — ах! Но рассвета за тучами не видать. Хорошо хоть дождя нет — синоптики обещали…
    После завтрака стало понятно, что лазать по склонам и возвращаться за видами к Большим Воротам нет никакого смысла — облачно, пасмурно, даже порой накрапывает. Собрали вещи, но пока всё же припрятали рюкзаки под кустами и спустились в ущелье поглубже… Какой же красивый здесь лес! Как сияют молодые буковые листочки! Пушистые! Дикой красой завораживают обрывы бедлендов… Если бы не пугающие капли дождя, мы бы тут полдня проторчали. Но раз такая погода — пойдём вниз. Новой тропой, вдоль ущелья. В принципе, и не жалко, что не налазились в верховьях ущелья — мы там уже бывали. А вот эта тропа к турстоянке — просто песня! Только ради неё сюда следовало бы придти. Да ещё солнышко выглянуло — раскрасило лес и скалы яркими красками — восторгу нашему не было предела.
    От турстоянки вниз и далее — в Рыбачье. Дорога вначале крутоватая, потом нудноватая, да ещё и жаркая. В долине ни ветерка, печёт, как на сковородке… Но ничего — вниз не вверх. В Рыбачье вышли очень удачно — аккурат к автобусу. И уже в шесть вечера мы были в дождливой Алуште…
    Пока поздравили друзей, пообщались с мамой, дождь превратился в ливень и укрепил авантюрную мысль о поездке в Севастополь. Там настоящий праздник, обещают в отличие от Алушты хорошую погоду, а главное — там «Крузенштерн»!