Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Сочный ноябрь. Агурское ущелье

В Агурском ущелье находятся две самых известных и доступных достопримечательности Сочи — Агурские водопады и Орлиные скалы. Причём посетить их можно за один раз — всего-то 8 км пути, надо только решить — откуда куда идти. К водопадам проще всего добраться на автобусе №112, идущем до Малого Ахуна. Выйти надо у начала подъёма в гору на МТЦ «Спутник», потом пройтись в сторону Кавказского Аула пешочком около 1,5 км. А от аула начинается платная оборудованная тропа по территории Сочинского Национального Парка. К Орлиным же скалам ведёт грунтовка из Старой Мацесты, куда из Сочи ходит 3-й автобус. В давние времена мы уже ходили по здешним тропам, но к водопадам всегда спускались вечером. Поэтому на сей раз решили пойти в обратную сторону — от водопадов на скалы — тем более, так логичнее с точки зрения расположения солнца.

Наше путешествие к Агурским водопадам началось с небольшой промашки. Мы слишком поздно сообразили, что водитель автобуса забыл нас высадить у «Спутника» и завёз по серпантину слишком высоко, чтобы спускаться пешком по асфальту, нарезая бесконечные петли — обидная трата времени. Мы прошли немного вверх по дороге, но быстро пришли к выводу, что долго и нудно карабкаться к вершине Ахуна тоже глупо — так мы лишим себя доброй половины намеченного маршрута: ущелья с Чёртовой купелью и водопадами Агуры. Решили: будь что будет! Ищем дикий спуск к ущелью!
    Первая попытка пробиться к какой-нибудь тропке через прилепившийся к склону посёлок закончилась провалом. Крутые улицы скатывались под гору и неизменно заканчивались тупиками. За улицами начинались густые непролазные джунгли — произрастающие на таких немилосердных кручах, что мы, пыхтя, поползли назад на дорогу. К счастью, добрый человек, починявший что-то в гараже на обочине, подсказал нам, как отыскать нормальный спуск. Всего-то и нужно было пройти сотню-другую метров по дороге вверх, и — вуаля! От недостроенной гостиницы покатилась вниз дорожка, вывела на задворки посёлка, на просторную лесную поляну. Здесь, натянутый меж деревьев, красовался самый настоящий батут — а за этим импровизированным парком развлечений персонального пользования начиналась широкая, утоптанная и обихоженная тропа. Даже и не тропа, а почти целая грунтовка!
    Дорога была такой красоты, что мы тут же ощетинились фотоаппаратами и включили видеокамеру. Роскошные деревья-гиганты, лианы, мхи, растительность самая яркая и пышная — и все эти дебри были щедро сдобрены пробивающимися в изумрудные глубины солнечными лучами. И уже за одну эту дорожку мы дружно возблагодарили судьбу, занесшую нас на борту автобуса слишком высоко.
    А потом оказалось вдруг — как-то очень вдруг и внезапно! — что чудная наша дорожка выводит аккурат к официальному входу на тропу к водопадам. Так что за вход на маршрут нам таки пришлось заплатить… И мы пошли тропой под знакомой каменной стеной, а внизу, в глубине ущелья, шумела река и красовались в густой изумрудной тени волшебные лесные дебри.
    Река Агура берёт начало на южных склонах хребта Алек и, устремляясь к морю, создаёт каскады водопадов на своем пути. Путь к ним лежит по ущелью вдоль реки. Тропа, вырубленная в скалах в 1911 году сотрудниками Сочинского горного клуба, тянется по краю ущелья и ограждена металлическими поручнями.
    По дороге к Агурским водопадам находится так называемая Чёртова купель (купальня — в которой, правда, купаться запрещено) и небольшая пещерка «Чёртова нора». Купель надолго приковала наши фотографически-алчные взоры — благо, на момент нашего прихода скопившиеся там туристы начали помаленьку рассасываться, и через несколько минут мы оказались один на один с дикой и мрачноватой красотой ущелья, баюкающего в сомкнутых каменных ладонях вечно скрытый тенью водопад. Вода доласкала эти камни до причудливой обтекаемости, и бесконечное журчание наполняло тенистые холодные своды пещеры и каменных теснин. Приглушённые краски, сдержанные и не лишённые аскетичной изысканности, дополняли это экзотичное великолепие…

Мы выбрались на тропу довольные и чуть продрогшие, но подъём быстро согрел нас — и вот уже, налюбовавшись вдоволь на причудливый лес и белые скалы над ущельем, мы присели на лавочке перекусить и немного отдохнуть.
    Второй водопад Агуры оказался сегодня самым ласковым. Здесь ущелье расщедрилось солнышком, в воде и на камнях плясали зелёные зайчики, и под шум мощных белых струй в бассейне под водопадом разливались такое спокойствие и нега — хоть располагайся на берегу на тёплых камешках загорать… Но нежиться не было времени, впереди была ещё долгая дорога вверх, вьющейся вдоль обрывов скальной тропкой, от водопада к водопаду…
    Третий водопад, шумящий, словно горная лавина, ронял свои белые каскады под смотровой площадкой — и тоже был чудо как хорош, но уже иной, суровой и внушительной красотой.

Следующий водопадик спрятался внизу за зарослями — и не разглядеть. Только узкое ущелье и выбитые водой ванночки достались нашим объективам.
    Но вот уже река выположилась, расширилась, разлилась томно среди пологих берегов. Здесь в Агуру впадает её приток — Агурчик. Свет заиграл на воде яркими зайчиками, и засветились пушистые мхи на нависающих над водой ветвях… И тишина тут были, и покой, и полянки, притаившиеся в лесу под склоном. Умиротворённый, солнечный вечер.
    А нам — снова вверх, взлезать каменистой тропой-лесенкой среди медового сияния скумпий.

И вот уже и памятник Прометею над обрывом — у разросшегося и на удивление многолюдного кафе. Мы на Орлиных скалах, расположенных вдоль правого берега реки Агуры. Абсолютно вертикальные обрывы, высотой около 200…400 метров, покрыты светлым известняком, отчего иногда зовутся Белыми. На их вершинах растут сосны. В здешних окрестностях известно несколько карстовых пещер, самая крупная из них находится на глубине 15 метров, а к одной из них ведёт прижавшаяся к скале лесенка, по которой можно спуститься, взяв в аренду шлем и заплатив мзду местным предпринимателям.
    А вокруг — красота и простор без конца и края. И вечернее солнце, и небо, и заросшие лесом склоны. И далёкие вершины, сияющие снегом. Отсюда прекрасно видны Чугуш, Ачишхо, Псеашхо, Сахарная голова, три пика Аибги…
    Тут можно и понежиться немного — не зря же на эти обрывы заботливые люди из кафе везли пиво? И мы, отыскав свободную лавочку у края скал, присели перекусить, любуясь простором. Далеко внизу шумели Агурские водопады — а мы и забыли, что хотели полюбоваться на них сверху!
    Есть у этого места и своя легенда. В ней переплелись два самостоятельных сказания. Первое из них — древнегреческий миф о Прометее, похитившем огонь для людей. После чего грозный Зевс приказал приковать его к одной из вершин Кавказа, куда каждый день прилетал огромный орел — клевать несчастному пленнику печень. Второе же сказание — это адыгская история о прекрасной девушке Агуре, которая втайне от отца приносила воду любимому юноше, прикованному в наказание к горному утёсу. Когда тайна девушки раскрылась, её бросили в пропасть, и, ударившись о камни, она превратилась в горную речку, бегущую у ног любимого.
    А нам снова надо было спешить, хотелось засветло отыскать в лесу тайничок местных геокэшеров! Ориентируясь по карте в планшете, опять вломились без тропы в дебри, царапаясь о злющую ежевику. Но планшет — всё-таки не навигатор, тайник прятался от нас — то до него метров тридцать прямо, а то сотню назад. Проблудили довольно долго, пока каким-то геокэшерским нюхом не вышли-таки на нужную точку… Казалось — можно уже и возвращаться. Но разве могли мы уйти просто так, степенно и солидно?.. Нет, на обрывах ведь был оставлен нами недосмотренный закат! И про водопады — вид сверху — вдруг вспомнилось на почве найденного кэша. Разумеется, мы ломанулись опять вверх, опять на тропу вдоль обрывов, опять к закату и скумпиям. И к снежным вершинам, окрасившимся теперь в роскошный розовый цвет!
    Пейзаж вокруг расцвёл экзотическим цветком — нет, ни разу не пожалели мы потраченных на возвращение сил и времени! И точка для любования на водопады была найдена, и последние лучи солнца пойманы в объективы и в души. Вот теперь — самое время и самое настроение для обратной дороги!
    И прохладные сумерки опускались на лес, а дорога блестела в последнем свете странно и непривычно — там, где пробили её поверхность изнутри упрямые камни. Просто какая-то волшебная мостовая, вымощенная самими горами! Темнота сгущалась, и в ней молчаливым стражем нависала над дорогой гордая и хищная голова скульптурного орла… А вдали уже мигали сквозь тёмный лес огни города.
    Мацеста встретила нас характерным сероводородным благоуханием — чтоб уж точно не было сомнений, что вышли мы без ошибки. Город изменился со времён нашей последней встречи, и в ночи мы не сразу поняли, где следует ловить автобус. Мигало гирляндами кафе, сияла меж крон молодых тополей яркая луна. Мы обрадовались автобусу как родному — потому что в темноте чужого города начинало уже подкрадываться ощущение покинутости и тоски по уютному гнёздышку. Но тёплый автобус вернул вечеру подобающую ему окраску правильности и удачности. Мы даже немного прогулялись ещё по вечернему Сочи. Как же там всё-таки темно, несмотря на обилие огней!..

• С годом Синей Лошади!

Вот только не говорите, что она не синяя! В душе она настоящий блюзмен (или blueswoman?). Зато она нам так понравилась, что не досталась…

• С Новым годом!

Вот и закончился ещё один год. Спасибо ему, каким бы он ни был. В нём было много путешествий и впечатлений, он запомнится, отразится в…

• Да пребудет с нами посткроссинг!

Что-то давненько не было повода похвастаться новыми открытками. Точнее был, но так как сам я в последнее время обленился и пишу редко, то…