Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Сочный ноябрь. Сухой каньон

Утро было радостным и светлым. Во-первых, потому что небо было ясным — и на нашем балкончике нас, зазевавшись, нечаянно встретил наш сосед — нелюдимый, но очень красивый полосатый кот. А во-вторых — потому, что начиналось путешествие к каньонам реки Псахо. Их два: Мокрый и Сухой. Мокрый — довольно продолжительный и по отзывам похож на те, что мы уже видели. Сухой — более массивный и необычный. Там нет воды, так как расположен он выше русла реки, и по тому, что мы нашли про него в Интернете, именно он должен был стать главной целью предстоявшего приключения.

Путь предстоял не близкий, светило солнце — мы, воодушевлённые предвкушением новых впечатлений, высадились из краснополянского автобуса у форелевого хозяйства и бодро начали подъём в горку через посёлок. Настолько бодро, что утренняя прохлада быстро отступила, и на залитых солнцем безветренных улочках нам сделалось жарко… Посёлок остался позади, дорога нырнула в лес, принялась петлять серпантином. Здесь, в тени, было вовсе не так знойно.
    Дорога была приятной, но закладывала слишком уж большие петли — и мы решили искать сокращёнку. Все боковые ответвления и тропки были тщательно завалены высокими бортами грунта — очевидно, не без помощи серьёзной техники. Здесь явно не приветствовались попытки свернуть в лес, и потому искомую дорогу заметить оказалось непросто. Она, скрытая высоким земляным валом, заросла и укрылась низкими древесными ветвями, но ищущий — да обрящет. Тем более, что изначально дорога явно была широкой. Её покрывали большие плоские камни — скорее всего природные, но очень похожие на остатки экзотической мостовой. И мы нырнули с асфальта в царство пышных колхидских зарослей.

Под ногами шуршали опавшие рыжие листья, солнце красило осенний лес в самые весёлые тона. Мы прошли мимо пустеющего лесного приюта (база отдыха? турстоянка?), вышли на широкую солнечную грунтовку. Навстречу нам с асфальтового серпантина бодренько вышел парень с рюкзаком. Заметил нас издали, остановился, потоптался на месте. И едва ли не бегом ускакал от нас назад. Упс… Мы переглянулись. Невольно закралась мысль, что мы человека чем-то смутили… Впрочем — может, он просто немного заблудился?
    На выходе на асфальт навстречу нам в лес спускался ещё один путник. За ним следом резвой припрыжкой скакала молоденькая чёрная кошечка. Мы прыснули со смеху — показалось, будто мужчина с кошкой идут вместе. Оказалось — нет. Юная особа просто искала компании, и мы ей тоже вполне сошли. Кошка потешно прыгала следом за нами, проводив аж почти до Галицыно — а потом отстала, вернувшись, очевидно, к местам, где проживала. А мы пошли дальше, до поворота вниз. Грунтовка вела в глубину населённого пункта — а заодно и в глубину ущелья. Она спускалась под приличным углом между домов, и мы, прежде чем приступить к такому решительному спуску, заглянули в магазинчик у дороги. Выяснили, что продавщица законопослушна и за 20 минут до пограничных 11:00 пива нам не продаст даже под пыткой — а заодно заручились уверениями, что к Сухому каньону и водопаду — это туда, вниз.
     И мы пошли вниз. Светило солнышко, дорожка была весела и приятна. Она то ныряла в тень под бок горы (тогда резко холодало и трава серебрилась густым инеем, не растаявшим с ночи), то опять выруливала на ласковое тёплое солнце. Бодрый спуск изредка немного омрачали мысли о том, что назад придётся взбираться в эту же горку. Но все наши сомнения в очередной раз развеивались очередным местным жителем, уверявшим, что в каньон реки Псахо мы идём верно! А спуск всё тянулся и тянулся. И окончился в конце концов в тёмном сыром лесу у лесной гостиницы.
     Тут же, собственно, закончилась и дорога. Деревянный комплекс в глухой и сырой тени нависал над руслом реки, и совершенно очевидно было, что дальше пути ни к какому каньону не наблюдается. Мы вломились за шлагбаум, и мужчина, суетившийся среди хозяйственных построек, в ответ на наши вопросы сделал большие глаза. Нет, пришли мы неверно, Сухой каньон — так же, как и Мокрый — вон за этой вот горой, с другой её стороны! Спускаться следовало вовсе не здесь. Приехали…
     Попытки опросить трудившихся над благоустройством территории рабочих особых плодов не принесли. Рабочие по-русски явно понимали плохо, говорили — ещё хуже. Мы даже не предполагали, что так может быть… Самый старший по виду мужчина, взявшийся-таки нам помочь, расспросил о чём-то своих товарищей и худо-бедно перевёл нам, что да, водопад недалеко, но надо идти по реке. А можно и через гору — «там от бани тропа есть»…
     Увидев у бани русло (хорошее, кстати, место! ступенечки — прямо в воду, в зелёную глубину!), мы поняли, что по реке если и можно пройти, то лишь в июльский зной — сейчас же река была бурлива и полноводна, а прибрежные камни все как на подбор округлые и, само собой, мокрые. Троп там не было, сразу над камнями нависали густые древесные дебри… Мы вкарабкались по крутому и скользкому склону к вершине холма. Здесь тропы тоже не читались. Не теряя надежды, мы ещё немного поблуждали по лесу, оврагам — чьими-то задворками, огородами, обмотанными колючей проволокой… Ободрались о жестокую вездесущую ежевику, один раз обрадовались, выломившись на внезапную грунтовку у чьих-то садов. Но грунтовка обогнула сад и побежала обратно к дороге, по которой мы спускались… Впрочем, рядом мы нашли ещё одну не очень уверенную дорожку, спускавшуюся под гору. Но она предсказуемо оказалась последствием работы лесорубов. Грунтовка закончилась среди порубленных стволов, дальше шли заросшие мхом дебри. Мы почесали затылки, побродили среди нависающих со всех сторон зелёных бород мха — и поняли, что стоит тут закрыть глаза и пару раз повернуться, сориентироваться уже будет очень трудно. В общем, пошли на дорогу, пока окончательно не заблудились.

Собственно, тут наши приключения могли бы и завершиться. Дорога наверх обещала длиться часа два, и светового времени на поиски каньона в альтернативном ущелье уже не оставалось. Но тут, на наше счастье, позади заурчал мотор. Это выбиралась наверх легковушка парней из МЧС, мимо домика которых мы недавно вышли на дорогу. И нам пришла светлая мысль попросить их о помощи.
     Спасибо добрым людям! Подобрали нас — даже несмотря на то, что им пришлось перекладывать кучу вещей с заднего сидения в багажник. Горячей любовью к туристам ребята не пылали. Один из них недавно едва не лишился пальца на ноге — купался в речке, куда энтузиасты отдыха на природе швыряют бутылки из-под пива… В общем, приступов симпатии мы, как явные туристы, не вызвали. Нас осмеяли за то, что мы «зевнули» тропу к водопаду — и вправду бывшую совсем рядом с теми местами, где мы блудили. Правда, она давно заросла и её завалили деревьями дровосеки. Ну, сказали они, вы и сухой каньон не найдёте — по тому же принципу… Впрочем, как хотите, дело ваше. Камни мокрые, поскользнётесь, ноги переломаете. Сотовые там не ловят, ночью придут медведи… кстати, зря смеётесь: на прошлой неделе в соседней деревне женщину медведь задрал. После олимпиады в лесу стало тихо, вот медведи с гор и спустились… На этой оптимистичной ноте они нас и высадили у правильного спуска, начинающегося, оказывается, не в Галицино, а в следующем посёлке. Мы взглянули на панораму внизу. Горы, домики, зелёная просторная поляна среди древесной зелени ущелий… У нас теперь было время, чтобы попытаться найти хотя бы Сухой каньон — спасибо нашим ворчливым спасителям! На прохождение протяжённого Мокрого времени уже не осталось. Мы заглянули в магазинчик у дороги. У добродушного приветливого дяденьки купили пива и вкусных пирожков с картошкой — явно домашней выпечки! — и, на всякий случай, ещё раз расспросили о дороге к каньону. Уж он-то явно понимал о чём говорил… Перекусили — и вперёд!
    Через посёлок — вниз, вброд через речку. На красивую грунтовку, подковой загибающуюся вдоль реки. Приятная местность, турстоянка у дороги. Здесь — внимание! — идти надо влево, а не вправо, мы таки ухитрились вильнуть не в ту сторону… Немного вверх по дороге, и вот уже слева деревянный забор и резная вывеска. Каньон реки Псахо. Мы сунулись в ворота — вот он, Мокрый!
    Собственно, прохождение Мокрого каньона мы и не планировали. По таймингу не укладывалось. Но одним глазком мы глянули. Свет как раз был красивый, солнышко светило на камни и речку, и местечко выглядело очень нарядно, сказочно. Немного жаль, что водопад не увидели, ребята из МЧС рассказывали, что он очень красив и необычен. У входа сидели и обедали рабочие. Мы уточнили у них самую быструю дорогу к Сухому каньону. Здесь сложностей не было никаких. Просто по грунтовке. Это вам не от конца Мокрого каньона по лесу — не потеряешься.
    И мы пошли по дороге… Вот и полянка, виденная нами сверху, распахнулась. Красивые здесь места, благодать да и только. Простор о окружении заросших лесом гор, крохотные домики, мимо которых мы не так давно проходили… А над поляной на синем фоне небес — далёкие снежные вершины! Чудеса да и только!
    Посреди поляны, за целым табуном припаркованных джипов, расположилась среди шатров шумная праздничная компания с шашлыками и огромными музыкальными колонками. Музыка гремела над горами и ущельями. Паслись на зелёной траве лошади. А мы — бегом-бегом — вниз, ко входу в лес. Там, в тени ущелья, притаился загадочный Сухой каньон…
    Да, это место стоило разыскивать весь день! Честно говоря, такого зрелища мы не ожидали. Каньон масштабен! Узкий каменный ход среди отвесных скальных стен — такой высоты, что в объектив камеры всё это великолепие разом не поймаешь. Действительно впечатляющее место, впору снимать «Властелина колец». Дикая, жутковатая первозданность. Чувствуешь себя муравьём — крохотным, но вполне героическим. Муравьём-исследователем…

Прохладной сыростью веяло от замшелых стен, гигантская каменная гребёнка — как хребет динозавра — отделяла скальный туннель до обрывов ущелья. Высоко над головой синела узкая полоса неба… На зубце скального гребня мы отыскали геокэшерский тайничок (к сожалению, редко посещаемый, а потому почти пустой). Жаль, каньон такой короткий — только разбежались, а на камнях уже значилось: «окончание маршрута». Что ж, намеченную программу мы — вопреки всему — ухитрились выполнить! Теперь — назад, и желательно новым путём. Уж очень неохота опять идти на трассу…

Скучавший у джипа водитель обрадовал нас: до Красной Воли совсем рядом — по грунтовке, не сворачивая. Ура! Солнышко, уже довольно низкое, светило тёплым нарядным светом, мы шли очень довольные, кругом было просторно и красиво… Правда, дорога, как и следовало ожидать, скоро пошла в горку. Мы взбирались вверх и вверх, серпантином через лес, уже понимая, что не успеваем на желанный предпоследний автобус из Красной Воли… Но тут — очередное доброе чудо! Проезжавший мимо УАЗик тормознул, и нас предложили подкинуть до посёлка. Мы глазом не успели моргнуть, как после стремительной качки на ухабах вывалились на центральную площадь Красной Воли. Где — чудеса продолжались! — нас уже поджидал автобус…
    Так и случилось, что мы засветло оказались в Хосте, да ещё и — просто сказочный день! — за 15 минут до «Ласточки». Едва успели выпить по глотку чая — и вот мы уже едем в Сочи.
    «Ласточка» стремительно и плавно домчала нас до вокзала. В Сочи тёплый вечер, в который так обидно идти домой. Огни города манили — Лене хотелось блудить, теряться, ностальгировать на набережной и добывать сувениры… Андрей же натёр мозоль берцой, да и фотографии не терпелось посмотреть.
    Ах, эти прогулки куда глаза глядят! Свет иллюминаций, бурление и курортная суета! Свобода двигаться куда понесёт шальной каприз! Лена радостно и азартно отдалась этому капризу. Пробурила зигзагом городской центр, туда-сюда исскакала набережную в погоне за плюшевыми мишками-зайками и магнитиками… А потом ещё бродила вдоль моря, вспоминая былые годы на Сочинском побережье. Отыскала памятную лесенку с балюстрадами. Над белоснежными перилами висела волшебная луна. Манили так давно знакомые улицы… А потом — уже незнакомые переулки, и старый, нетронутый новостройками Сочи, и интимный полумрак улочек, и красные огни знакомой вышки в чёрном небе… Где-то рядом уже была улица Красная, где мы жили в прошлые визиты… Но время на прогулку было потрачено много, и Лена, гонимая угрызениями совести, принялась искать дорогу к дому. Привычно свернула не туда, с готовностью заблудилась, вломилась в тёмный сосняк, загадочный и волнующий — это в самом-то центре! Выпала на ведущую вверх улочку, приняла за свою, но быстро поняла ошибку. Надо было спуститься вниз, на Курортный проспект, и пройти ещё квартал… Архистратигу Михаилу, хоть и ожидаемому после поворота, обрадовалась как родному. Но как восхитителен был этот финальный вензель к путешествию, полному незнакомых мест и пейзажей! Пора было домой — готовить ужин и смотреть очередной выпуск «Голоса»…
7 ноября 2014 г.

Tags: Кавказ, Сочи, горы, осень

• Фарфоровая

Удивительно, но я думал, что делал этот пост совсем недавно, ну может лет пять назад максимум — но не десять! Итого получается…

• Серебряные струи апреля

И снова ЖЖ напомнил! 6 апреля 2013 года. Историческая поездка к водопаду Серебряные струи и вечерняя пробежка по Большому каньону…

• В этот день 8 лет назад

Фактически прямой репортаж из восьмилетней давности Крыма. Отлично помню, как готовил ночью фотографии на нетбуке, а Лена наутро настучала…