?

Log in

No account? Create an account
Крымофилия
путевой журнал
Страна Поэта 
21st-Mar-2011 06:12 pm
        Сегодня, 21 марта, отмечается учреждённый ЮНЕСКО в 1999 году Всемирный день поэзии (World Poetry Day). "Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека". Ну, может быть, не ответом, но подсказкой в творчестве она может стать определённо. В этой связи мне захотелось поделится своим опытом смешивания внутри себя поэзии и фотографии...



        Школьное образование, к сожалению, не открыло во мне любви к поэзии. Скучные хрестоматии и нерушимые догмы учебного плана подавляли всякую свободу мысли и не допускали отклонения в сторону. Помню, что на редких уроках, когда выбор поэта для заучивания предоставлялся ученику, всегда выбирал Вознесенского. Он отличался. Нервным ритмом, небанальностью тем, в общем, цеплял. Конечно, хотелось читать Высоцкого, но такая смелость даже на заре Перестройки не представлялась. Помню, учительница литературы невзлюбила меня за сочинения на свободные темы – а ими были тот же Вознесенский, Гранин, Айтматов, – это было можно, даже немного модно, – а вот Стругацкие, Орлов, Савченко, Шекли и Лем её смущали. Не уверен, что она их читала, зато она пообещала за год до экзамена, что больше тройки мне за сочинение не поставит. Слово сдержала. Читать я от этого меньше не стал, но поэзия приходила как-то редко, в основном от друзей – помню, таким образом очень увлёкся в институте Хлебниковым.
        А потом случился Коктебель. В котором дня не пройдёт, чтобы кто-нибудь не помянул «какого-то» Волошина. Однако, благодаря навязчивому общественному (мне так казалось) мнению, я почему-то был уверен, что стихи Волошина – это удел романтических, экзальтированных дамочек. Чуть ли не китч. Причём, не читая и не ведая. Но зато я с первого взгляда влюбился в Коктебель и с тех пор неизменно возвращаюсь туда. И чем больше видел, чем дольше становились прогулки по окрестностям, тем больше я насыщался поэзией этих мест. Можно сказать, что Волошин пришёл ко мне задолго до того, как я его узнал.

        Забавно, что как и Волошин в своё время, я в этот период увлёкся Японией – ездил на выставки укиё-э, с упоением читал Басё и Сайгё… Это, кстати, довольно сильно влияло на сюжеты снимаемых мной фотографий. Всё это – фотография, гравюра, хокку – скорее всего и сформировало момент.
        Я, наконец, увидел и услышал Волошина! Его стихи были культурным шоком, откровением, а акварели поражали сдержанностью, тонкостью красок и графичностью линий. Причём, Волошин-художник немыслим без Волошина-поэта. Недаром на вопрос, кто он – художник или поэт он отвечал: «Я – художник. И поэт». Стихи Максимилиана Александровича настолько живописны, красочны и зримы, что не увидеть порождаемые ими образы в окружающем Коктебель киммерийском пейзаже просто невозможно. А его акварельные пейзажи, напротив, похожи на стихи. Они по-японски медитативны и одновременно насыщенны светом и мощнейшей внутренней энергетикой.

        Из года в год и я бродил по коктебельским пейзажам, упоённо фотографировал, а в какой-то момент невольно обратил внимание, что некоторые фотографии созвучны Волошинским строкам, а некоторые, может, и образам его акварелей. Так постепенно сложилась серия «Страна Поэта». Причём, работая над этими фотографиями, я не стремился к документальности, напротив, старался эмоционально их насытить, заставить их звучать, передавая мои эмоции. И в этом, как оказалось, мы близки с Максимилианом Александровичем: «Ни один пейзаж из составляющих мою выставку не написан с натуры, а представляет собою музыкально-красочную композицию на тему киммерийского пейзажа. Среди выставленных акварелей нет ни одного "вида", который бы совпадал с действительностью, но все они имеют темой Киммерию. Я уже давно рисую с натуры только мысленно…» (М.А.Кириенко-Волошин).

Облака клубятся в безднах зелёных
Лучезарных пустынь восхода,
И сбегают тени с гор обнажённых
Цвета роз и меда.

И звенит, и блещет белый стеклярус
За Киик-Атламой костистой,
Плещет в синем ветре дымчатый парус,
Млеет след струистый...

Отливают волны розовым глянцем,
Влажные выгибая гребни,
Индевеет берег солью и сланцем,
И алеют щебни.

Скрыты горы синью пятен и линий —
Переливами перламутра...
Точно кисть лиловых бледных глициний,
Расцветает утро.


        «Я стал писать по памяти, стараясь запомнить основные линии и композицию пейзажа. Что касается красок, это было нетрудно, так как и раньше я, наметив себе линейную схему, часто заканчивал дома этюды, начатые с натуры. В конце концов, я понял, что в надо брать только рисунок и помнить общий тон. А всё остальное представляет логическое развитие первоначальных данных, которое идет соответственно понятым ранее законам света и воздушной перспективы… Если масляная живопись работает на контрастах, сопоставляя самые яркие и самые противоположные цвета, то акварель работает в одном тоне и светотени. К акварели больше, чем ко всякой иной живописи, применимы слова Гёте, которыми он начинает свою "теорию цветов", определяя ее как трагедию солнечного луча, который проникает через ряд замутнённых сфер, дробясь и отражаясь в глубинах вещества. Это есть основная тема всякой живописи, а акварельной по преимуществу» (М.А.Кириенко-Волошин).

        Наверное, эта серия не закончена. Время от времени, беря с полки один из томиков Волошина, я вспоминаю какую-либо свою фотографию, и получается очередная «музыкально-красочная композиция», пополняющая цикл. Сейчас, когда я несколько завяз в суете (а «Служенье муз не терпит суеты»), можно сделать промежуточную остановку и показать то, что уже сложилось. Конечно, в багаже есть ещё много не столь ярких – осенних и зимних фотографий из Киммерии. Их ритмы глаже, краски строже... Не хочется с наскока хвать первые же строчки – стихи придут сами. К тому же, в Коктебель невозможно не вернуться, а значит – продолжение следует.

Выйди на кровлю. Склонись на четыре
Стороны света, простерши ладонь...
Солнце... Вода... Облака... Огонь...
Всё, что есть прекрасного в мире...
Факел косматый в шафранном тумане...
Влажной парчою расплесканный луч...
К небу из пены простертые длани...
Облачных грамот закатный сургуч...
Гаснут во времени, тонут в пространстве
Мысли, событья, мечты, корабли...
Я ж уношу в свое странствие странствий
Лучшее из наваждений земли...



Караны-Даг

Фиолент в снегу

День затмения

Голубая бухта

Казачья бухта

Херсонес

Ялта в январе

Только вёрсты в Крым!

Путешествие в осень

Comments 
21st-Mar-2011 06:09 pm (UTC)
Спасибо Андрей. Замечательная серия. Удачи и творческих успехов.
22nd-Mar-2011 08:22 am (UTC)
Спасибо, Александр!
21st-Mar-2011 06:31 pm (UTC)
сильно! :)
...а я свою поэзию так и не нашла :(
22nd-Mar-2011 08:19 am (UTC)
Зато всё впереди - ведь так интересно открывать что-то новое. Ты же знаешь, Тань! ;)
22nd-Mar-2011 01:44 am (UTC)
Великолепно!Особенно потому, что я тоже влюблена и в Коктебель и в поэзию Волошина.Когда-то делала подборку,подобную Вашей. Конечно, нет никакого сравнения по качеству фотографий. Что может сделать моя любимая мыльничка?Но все-равно, Коктебель - это чудесная страна и самые мои красивые фотографии сделаны именно там.
http://liatris21.narod.ru/Voloshin/Voloshin2006.html
Если бы "редактором" была я, то я выставила бы Ваш пост на самую первую полосу.
СПАСИБО!!!
22nd-Mar-2011 08:17 am (UTC)
Спасибо, Галина! К сожалению, по Вашей ссылке у меня изображения не показываются :(
28th-May-2013 12:27 pm (UTC)
Посмотрела фото и стихи к ним с огромным удовольствием. Так радостно всегда, когда встречаешь похожих по восприятию, по духу людей. Спасибо!
28th-May-2013 12:54 pm (UTC)
Вам спасибо! :)
This page was loaded Oct 15th 2018, 2:56 pm GMT.