Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Categories:

На запасном пути

     В канун Дня Победы в Туле открылся новый музейный комплекс — Бронепоезд «Туляк» и несколько смотровых вагонов. На территории Московского вокзала города ему отвели отдельную колею — вдоль пассажирской платформы специально уложены около 200 метров рельсов. Внутри вагонов представлена военная экспозиция: вооружение Второй мировой войны, личные вещи солдат и карты. Нам «повезло» — когда мы приехали посмотреть новый памятник, на вокзал прибыл поезд Победы «Санкт-Петербург — Волгоград», и детишкам во время стоянки как раз показывали новый комплекс. Так что нас внутрь вагонов было просто не попасть. Хорошо, хоть на платформу пустили — интересно же!

     Над ремонтом и восстановлением вагонов для памятника активно работали специалисты эксплуатационного вагонного депо Тула (ВЧДЭ-18), вагоноремонтных депо Узловая (ВЧДР-25) и Тула (ВЧДР-17), Тульской дистанции гражданских сооружений (НГЧ-11), моторвагонного депо Новомосковск (ТЧ-22). Причем сделали это в достаточно сжатые сроки — работы начали в феврале. Настоящий бронепоезд «Туляк» был собран в 1941 году в ещё более сжатые сроки — всего за месяц. Эти старые, ещё не до конца убитые временем и не разрезанные на металлолом вагоны туляки искали на станциях и подъездных путях промышленных предприятий, также скрупулёзно собирая информацию и экспонаты для будущей экспозиции. А паровоз привезли в Тульскую область из Подмосковья. Кстати, оказывается в Тульской области сохранилось много памятников паровозам — интересующимся рекомендуем фотоальбом на MySlo.
     Для обороны Родины силами коллектива железнодорожников Тульского узла был построен бронепоезд, получивший обозначение №13 и название «Тульский рабочий», который сами железнодорожники и героические защитники Тулы называли «Туляк». Идея создания бронепоезда появилась, когда 2-я немецкая танковая армия генерала Гудериана вошла в Орёл и дорога на Москву казалась открытой. Работа по созданию бронепоезда начались в сентябре 1941 года, и уже 28 октября он вышел из цехов локомотивного депо Тулы, начав свой боевой путь. В тревожные дни бронепоезд держал оборону станции Тула и города от налётов немецкой авиации с помощью зенитной артиллерии, обепечивая слаженную работу железнодорожников при эвакуации военных заводов Тулы на восток. После того как враг был отброшен от Тулы, бронепоезд направили воевать на участок Белгород — Харьков. В 1942-м, израненный в тяжёлых боях под Воронежем, «Туляк» ушёл на восстановление, а экипаж боевой машины откомандировали в столицу для получения нового бронепоезда. В Тулу, город своего рождения, бронепоезд №13 больше не вернулся…
     Вагон-штаб. Пассажирский вагон отечественных железных дорог с деревянным кузовом и шпренгельной подвагонной рамой. В период Великой Отечественной войны использовался в составе базы бронепоезда. Реставрирован в 2015 году работниками Тульской дистанции гражданских сооружений и моторвагонного депо Новомосковск. Дар ОАО ТТФ «Мехстроймост» — филиал ОАО «Мостотрест».
     Вагон-пекарня, внутри которого стоит печь — аналог той, которая стояла в бронепоезде в годы войны. И вагон-клуб — военно-патриотическая работа постоянно велась в годы войны. Этот двухосный вагончик, будет использоваться для показа фильмов об обороне Тулы.
     Двухосная платформа с откидными бортами. Предназначалась для перевозки грузов и техники. В составе бронепоездов использовалась для размещения артиллерийского и зенитного вооружения, а так же матеиалов для восстановления повреждённого пути. Подготовлена к экспозиции работниками Эксплуатационного вагонного депо Тула в 2015 году. Дар ЗАО «Тулажелдормаш».
     Лёгкая бронеплощадка. В составе бронепоезда «Тульский рабочий» бронеплощадки оснащались 76-мм орудиями и пулемётами системы «Максим». Подготовлена к экспозиции работниками вагонного ремонтного депо Тула ОАО «Вагонная ремонтная компания-3». Макеты орудийных башен изготовлены ОАО «АК Туламашзавод» в 2015 году.
     Ещё одна лёгкая бронеплощадка, оснащавшаяся 76-мм орудиями и пулемётами системы «Максим». Подготовлена к экспозиции работниками вагонного ремонтного депо Узловая ОАО «Вагонная ремонтная компания-2». Макеты орудийных башен изготовлены ОАО «АК Туламашзавод» в 2015 году.
     Мемориал героическим защитникам Тулы кроме копии бронепоезда «Туляк» включает в себя также бронзовый семиметровый монумент, посвященный воинам Великой Отечественной войны. Автор композиции народный художник России Салават Щербаков.
     Кстати, недавно — 3 декабря, в День памяти неизвестного солдата — совсем рядом, на площади Московского вокзала, состоялось торжественное открытие памятника тулякам-оружейникам и солдатам, участвовавшим в Первой мировой войне. Монумент выполнен из бронзы и весит более 20 тонн, его высота составляет 5 метров. Автором проекта стал Салават Щербаков, который создал его на основе идей тульских поисковиков. На монументе изображены тульский оружейник и солдат в обмундировании начала ХХ века, за спинами которых размещён герб Тульской области и герб России с надписью «1914».
Tags: Тула, история
Subscribe

  • Караньские высоты

    В продолжение сегодняшнего похода наш путь из Флотского лежал на Караньское плато. Тропиночка от сельского кладбища повела вверх,…

  • Бирюзовое сердце

    В качестве первого похода в окрестностях Севастополя мы выбрали посещение Кадыковского карьера, эффектные фотографии которого в 2020…

  • Снова осень. Севастопольский пленэр

    Осенью 2020 года в Севастополе состоялся проводимый Арт-отелем «Украина» давно ставший традиционным Севастопольский академический…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments