Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Мы в такие шагали горы, что не очень-то и дойдёшь...

Да нет – мы, конечно, знаем, что в «дали», а не в «горы». Но сегодня такой день, когда принято говорить именно про горы. С днём гор, друзья! Для нас давно уже отдых не отдых, если в нём нет гор! Даже Лене теперь скучно просто провести весь день на море – обязательно нужно куда-то да залезть. Хоть на маленькую, но на вершину! Так что неудивительно, что второй отпуск подряд мы привозили с собой в Крым палатку. Благо оба они пришлись на май месяц, когда уже можно не бояться холодных ночей.
     Хотелось сегодня начать рассказ об одной нашей замечательной прогулке по Северной Демирджи, – каемся, не успели дописать и доделать фотографии. Но осталось совсем немного, а пока пусть будет как бы анонс. С фотографиями, которые делались сразу – в транспорте и по ночам – для ленты Инстаграма. Вернее, даже три анонса! Кратенький рассказ, но зато сразу о трёх наших горных ночёвках в мае – июне уходящего года. Не верится, что уже полгода прошло...

И, кстати, про «дали», в которые мы шагали. В который не перестаём удивляться тому, что дома почему-то любая поездка кажется далёкой и дискомфортной, а вот в Крыму прыгнуть утром в Севастополе в ранний автобус, чтобы через тройку часов – да ещё после пересадки в Симферополе – оказаться на Ангарском перевале – это дело житейское! Точнее, почему-то не на Ангарском, а у поворота к Лучистому. Надеялись поймать автобус из Алушты, чтобы подвёз нас к Долине Привидений. Но не судьба, поэтому мы решили подниматься к Демерджийскому Седлу через фантастический буковый лес уже знакомой тропкой-сокращёнкой от грунтовки под номером 129 к источнику «Юбилейный» на 130-м маршруте.
     От Седла мы сходили прогуляться к Джурле, но ночевать нам там не хотелось. А хотелось нам на Юркины скалы, т. е. на гору Еркян-Кая. Уж очень давно они манили. Тем более что в горном атласе Крыма какой-то шутник нарисовал тропу 137 именно там, где она давно нами предполагалась, но никак не хотела находиться. Если эта тропа и была (а по началу она даже читалась), то по ней уже слишком давно никто не ходил. Но, как говорится: «Главное верить в себя и не замечать преград» – и мы ещё засветло взлезли на северную яйлу вдоль острых и оказавшихся весьма внушительными зубцов. И смогли найти укромную полянку для палатки, причём с видами.

Вон оттуда мы пришли!

С утра мы напрямки – особо не придерживаясь троп и дорог (просто потому что не сразу их нашли) – пересекли Северную Демирджи и вышли к любимому перевалу Кара-Оба с видами на Нос Тырке и скалы Караби-яйлы.
    Подробный рассказ о наших приключениях впереди, а в двух словах – нам оставалось пройти всю Тырке-яйлу, спуститься незнакомой дорогой в Перевальное и добраться до Симферополя, где нас ждал настоящий потоп. Дождь потом шёл дня два, не пуская нас в горы. Правда мы рискнули-таки выбраться в Бахчисарай, результатом чего стала роскошная фотосерия дождливого Чуфут-Кале... Но как только распогодилось, мы снова отправились в поход.
    Хотя «распогодилось» – понятие условное. Да, светило и пригревало солнышко, но пока мы дошли от Передового до водопада Козырёк – мы были по уши в грязи. Да и «пригревало» – громко сказано. В отличие от нашего прошлого визита сюда – лет семь назад – купаться совсем не хотелось!
     Далее, поднимаясь по руслу Кубаларки, мы упёрлись в живописный водопад Рыжик, на котором собственно тропинка и заканчивается...
     А нашей целью снова был водопад Фатьма – не найти его во второй раз было бы ужасно обидно. Попытались пройти в доль скал влево, но тропа подняла нас так высоко над искомым ущельем, что стало очевидно, что надо вернуться назад и найти спуск в боковое от Кубаларки ущелье... В конце концов мы оказались над гротом Фатьма-Коба... Огромнейший грот впечатляет! Места абсолютно дикие, неудивительно, что здесь была открыта стоянка эпохи мезолита.
     От Фатьмы мы вернулись обратно к Рыжику и потопали выше и вверх по нарисованной на карте, но невидимой глазами тропинке мимо скал у горы Тепеджиклер, в обход неприступных скал Алчак-Кая, уже по лесной дороге мимо горы Давульджи, оставив позади турстоянку «Горситое», по Татарской балке мы вышли к дороге недалеко от Терновки.
     Но опять не пошли торным путём, а решили разведать неизведанный – свернули в Адым-Чокракскую долину, где отыскали тропку к монастырю и поднялись на плато Баба-Даг к древним стенам Мангупа, дабы успеть полюбоваться закатом! Ночевать наверху для разнообразия не стали, так как заранее договорились о ночлеге в Ходжа-Сала – прямо на топчанах в кафе! Зато на завтрак у нас снова был любимый Мангуп...
     И ещё раз мы запихнули в рюкзак палатку, и снова поехали в Байдарскую долину – в Родниковское. Но на сей раз мы отправились не по римской дороге, как совсем недавно с Сашей, и не по каньону Узунджа, а искать тропу дорогу к давно манившей нас горе Сарпаха. Вообще, если верить картам троп на Сарпаху нет. Да и не на Сарпаху – как-то в этом районе с дорогами плохо. Они попадаются время от времени, но ведут категорически не туда. В конце концов, попутными тропами или просто по прибору, мы поднялись на вершину горы Яны-Кыл (1096), которая, в общем-то, прямо напротив Сарпахи. На которую в результате мы так и не пошли – погода пугающе портилась, а впереди было ещё полдня – ставить палатку совсем рано – и мы отправились в сторону Ат-Баша, расчитывая на фантастические закатные и рассветные виды.
     Почти сразу же мы попали под страшный ливень с градом, а потом в мокрых кустах тщетно пытались отыскать тропу №45. Здешние места крымчане называют сусанинскими – тропы тут если и есть, то, похоже, только потайные. А по дорогам ого-го какие крюки! Помог навигатор – по GPS вышли к Татьяниному гроту, благо его координаты были забиты в прибор. А потом, по уже знакомой тропинке, вышли к Старому перевалу Эски-Богаз, где всего неделю назад были с Сашей. Но на сей раз вниз мы не пошли, а рискнули разбить лагерь и переночевать – зря что ли с собой весь день палатку таскали!
     Всю ночь за стенами палатки то шумел ветер, то стучал дождик, но нам повезло – нас не сдуло и не смыло! Утром мы поднялись к скальной кромке, чтобы полюбоваться видами на Спирады и Морчеку. И снова не вняли голосу разума и не отправились на спуск, глядя на небесные хмари. За это нам с Ат-Баша «показали» незабываемое облачное шоу, ради одного которого стоило мокнуть накауне! Дождь нас накрыл на полпути от Ат-Баша к перевалу Копек-Богаз, откуда уже по торной тропе, переходящей в дорогу от бывшей в/ч на горе Купол, мы чуть ли бегом, чавкая по лужам, и основательно подмерзая, добежали под непрекращающимся дождём до Ай-Петринских шалманов. Где даже не стали греться в кафе – сразу впрыгнули в подвернувшийся микроавтобус – вдруг в такую погоду больше не будет! Канатка-то оказалась выключенной. Впрочем, к этому моменту дождик уже кончился, а в Ялте нас и вовсе ждало солнце.
     Тут надо бы поставить красивую точку, но мы поставим многоточие – впереди обязательно будут подробные рассказы об этих приключениях. Да и новые вершины манят, как, впрочем, и ждут старые. Ещё не изведаны сотни незнакомых тропинок, хотя и по старым мы ещё раз пройдёмся с удовольствием! До встречи в горах!

Tags: Крым, Сезон дождей, горы, праздник

Posts from This Journal “Сезон дождей” Tag

• С Красной Горки в Бомборы

Отдыхая в Севастополе, мы всегда выделяем несколько дней, чтобы побродить по Городу — особенно по его старым, историческим районам.…

• Лето. Море. Балаклава

Каждый год, в начале лета, в Севастополе отмечается любимый горожанами и гостями памятный день — День Исторического бульвара.…

• Многоликая Евпатория

Почти каждый из нас когда-либо бывал в Крыму. Многим снятся до сих пор и пионерский лагерь с гранёными стаканами, и…