Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Categories:

Многоликий Ереван. Часть 3 — Вернисажи, галереи…

     Выспались на славу! Хозяйка подаёт завтрак в половине девятого, так что мы существуем в нетипичном для наших отпусков режиме. Просыпаемся от солнечных лучей. Они хоть и бочком-бочком — а всё же ухитряются каким-то отражённым образом заглядывать в наше окошко. И мы поднимаемся-умываемся, и сидим в нетерпении на веранде в ожидании трапезы…
    Прекрасен утренний Ереван! Солнечно, свежий ветерок, свежая зелень. А мы спешим на «Вернисаж». Тут так называются торговые ряды, где местные мастера продают свои творения. Так получилось, что единственные выходные пришлись на начало нашего визита в Армению, но лучше, конечно, планировать посещение этого рынка на конец отпуска, так как здесь совершенно невозможно остаться без покупки («Купил дудук, как дурак» — цитировала нам наш водитель одного из гостей). Даже нам, не планировавшим серьёзных трат, пришлось-таки сбегать в обменник за драмами.

     Чего тут только нет! Сувениры всех видов, резьба по дереву, керамика, музыкальные инструменты, куклы, чеканка, кинжалы, сумки, посуда, украшения самого разнообразного толка… И картины в великом множестве. Мы долго и со вкусом ходили-бродили среди ярких разноцветных рядов, разглядывая и приценяясь. И в конце концов осчастливили себя магнитиками с очень славными миниатюрами местного художника — у него же самого и купили. И ещё получили магнитик в подарок от автора — бонусом. А потом Лена соблазнилась-таки на кулончик из местной пейзажной яшмы, и весь день периодически им любовалась, страшно довольная приобретением.
     Так как на следующие дни у нас были запланированы загородные вояжи, то мы решили заранее купать экскурсию в Татев. Местная турфирма «Йур Сервис» — фактически монополист в Ереване — возит в Татев-монастырь по средам, так что пришлось подстраиваться. Раз уж мы не нашли попутчиков, чтобы арендовать авто. Зато сэкономили — приятный сюрприз — билеты на канатку оказались включёнными в стоимость экскурсии. Довольные, мы вышли в солнечный город и уселись на солнечную лавочку — перекусить и погреться на солнышке после тенистого и ветреного «Вернисажа».
     По дороге к Национальной Галерее мы заглянули в замечательный магазин сувениров, похожий на пещеру Али-Бабы. Это оказалось чудесное место. Помимо самого помещения магазина, за ним оказался колоритный дворик с продолжением экспозиции (это, пожалуй, более подходящее слово, чем витрина), с прекрасными картинами, керамикой, волшебной посудой. А ещё во дворике оказалось кафе и лестница в выставочный зал на втором этаже. Замечательная хозяйка рассказала нам много интересного об истории оригинальных сувениров в лавке и пригласила в семь вечера на открытие выставки современной живописи. Мы, конечно же, с удовольствием приняли приглашение. А пока — мы спешим в Национальную Галерею.
     По дороге нас задержал огромный металлический паук у здания кинотеатра «Москва»… Если верить геокэшингу, где-то рядом должен быть такой же монструозный бык, но мы его не нашли. Наверное, убежал.
     И вот, наконец, мы очутились в громадном здании Национальной художественной галереи. Смотрительница проверила билетики, вызвала лифт, пригласила нас внутрь и, сама оставаясь снаружи, нажала кнопку — двери закрылись. Мы очутились на восьмом этаже – и только тут осознали масштабность предстоящего нам осмотра… Времени для осмотра всей экспозиции у нас было явно маловато — всего три часа. И пролетели они совершенно незаметно!

Антонио Канова (1757-1822). Кающаяся Мария Магдалина



Огюст Роден (1840-1917). Сюзон. 1875

     Коллекция музея оказалась замечательной. Кого тут только не было — от Боттичелли до Маковского, Левитан и Кент, Коровин и Серов, Верещагин и Рерих, Шишкин, Куинджи, целый этаж Айвазовского… А кроме него, конечно же, Сарьян и множество потрясающих армянских художников. Интересное собрание картин бубновалетовцев Фалька, Гончаровой, Кончаловского... Особую радость узнавания доставляли эпизодически встречающиеся виды Крыма! Мы до самой макушки наполнились впечатлениями, информация усваивали уже с трудом, но всё бегали по залам. Спасибо — хоть купили билет на фотографирование, можно будет поразглядывать картины спокойно! И, конечно, мы не успели осмотреть всего. Неожиданно в половине пятого вместо пяти музей закрылся, оставив для нас тайной коллекцию современников на нижних этажах.

Карл Гун (1830-1877). Итальянка. 1870


Константин Маковский (1839-1915). Женский портрет. 1881


Константин Маковский (1839-1915). Портрет Дурново с дочерью. 1880


Алексей Боголюбов (1824-1896). Вид Ялты из Ливадии


Рокуэлл Кент (1882-1971). Ледник. 1922


Пан (Панделе) Иоанид (1878-1956). На пляже


Бернар Бюффе (1928-1999). Рыбачьи лодки у берега реки. 1991


Генрих Семирадский (1843-1902). По примеру богов


Илья Репин. Блондинка. 1898


Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905). Портрет С.К.Стебловой. 1904


Константин Коровин. Гурзуф. 1915


Михаил Нестеров (1862-1942). Три старца. 1915


Николай Рерих (1874-1947). Путь великанов. 1910


Николай Рерих (1874-1947). Рондские скалы. 1912


Михаил Ларионов (1881-1964). Яблони в цвету. 1909


Григорий Шегаль (1889-1959). Пасмурный день, Крым. 1932


Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт с самоваром. 1920


Александ Дейнека (1899-1969). Окраина Москвы. 1941


Карлис Мельбарздис (1902-1970). Река Гауя весной


Наталья Нестерова. Фотографирование осенью. 1976


Ованнес Айвазовский (1817-1900). Вид Феодосии, закат. 1865


Ованнес Айвазовский (1817-1900). Сошествие Ноя с Арарата. 1884


Ованнес Айвазовский (1817-1900). Дарьяльское ущелье. 1868


Ованнес Айвазовский (1817-1900). Буря у берегов Ниццы. 1889


Ованнес Айвазовский (1817-1900). 1892


Ованнес Айвазовский (1817-1900). 1888


Степанос Нерсисян (1815-1884). Пикник на берегу Куры. 1860


Вардгес Суренянц (1860-1921). Церковь Рипсиме. 1897


Вардгес Суренянц (1860-1921). В гареме. 1918


Вардгес Суренянц (1860-1921). Тоска


Вардгес Суренянц (1860-1921). Саломея. 1907


Вардгес Суренянц (1860-1921). Фирдуси читает поэму "Шах-Наме" шаху Махмуду Газневи. 1913


Вардгес Суренянц (1860-1921). Возвращение царицы Забел на трон. 1909


Вардгес Суренянц (1860-1921). Покинутая. 1899


Геворг Башинджагян (1857-1925). Агарац. 1917


Геворг Башинджагян (1857-1925). Казбек. 1895

     Да, Агарац и Казбек так и остались в наших мечтах… На первый нас никто не повёз по причине заснеженных дорог и горных холодов. Четырёхтысячник всё же! А ко второму мы почти подобрались — по крайней мере, этот вид должны были увидеть. Но дождь помешал. Впрочем, о Степанцминде мы расскажем, когда подойдёт очередь наших грузинских дневников. А вот следующая картина по ощущениям чем-то напоминает зимний Уч-Кош…

Геворг Башинджагян (1857-1925). Ранняя весна. 1890


Геворг Башинджагян (1857-1925). Озеро Севан и остров ночью. 1894


Геворг Башинджагян (1857-1925). Арарат. 1912


Степан Агаджанян (1863-1940). Вид Карабаха. 1900


Арутюн Шамшинян (1856-1914). Санаинский мост. 1899


Егише Тадевосян (1870-1936). Арарат из Эчмиадзина. 1895


Фанос Терлемезян (1865-1941). Севан. 1917


Фанос Терлемезян (1865-1941). Скалы Севана. 1917


Овсеп Пушман (1877-1966). Натюрморт. Источник жизни


Овсеп Пушман (1877-1966). Портрет жены


Мартирос Сарьян (1880-1972). Апаран. 1935


Мартирос Сарьян (1880-1972). Арарат из села Мхчян. 1949


Мартирос Сарьян (1880-1972). Араратская долина из Двина. 1952


Мартирос Сарьян (1880-1972). Весенний день. 1929


Мартирос Сарьян (1880-1972). Мой дворик. 1923


Мартирос Сарьян (1880-1972). Армения. 1923


Мартирос Сарьян (1880-1972). Полуденная тишина. 1924


Георгий Якулов (1884-1928). Афиша кафе "Питтореск". 1917


     Усталые, но довольные, мы вышли на Площадь Республики. И решили прогуляться до открытия выставки по ещё нехоженым улочкам. Увы, старые кварталы в самом центре оказались зажаты жутковатого вида новостройками, навевающими мысли о саркофагах. От старых домов оказались либо стены, либо просто груды камней. Гулять нам сделалось неуютно. В Сети видели, что некоторые называют Конд самым депрессивным районом Еревана — бред, в центре они не ходили! Хотя, раз строят — значит, кому-то это нравится…
     А мы поспешили к зданию Оперы, чтобы в прилегающем уютном скверике найти ответы к геокэшерском тайнику, посвящённого экспрессивному памятнику пианисту Арно Бабаджаняну ([VI/18145]). Первый раз его установили осенью 2002 года, но спешно демонтировали. Неординарная работа ереванского скульптора Давида Беджаняна и архитектора Левона Игитяна вызвала большие споры. Впрочем, летом следующего года скульптуру вернули на место. Авторы изобразили композитора в гротескном виде: с неправдоподобно короткими ногами, огромным носом и большими руками — во взрыве экспрессии, таким, каким и был «Великий Арно».
     У нас ещё оставался целый час, и мы решили отправиться в знакомое по первому вечеру уличное кафе — очень нам там понравилось. Тем более, что в скверике возле кафе (опять же!) оказалась целая выставка ереванских художников, и мы немного побродили, разглядывая картины. А потом заказали шашлык из свиной корейки, оказавшийся просто невероятно вкусным. Не врал Интернет, утверждая, что лучший шашлык (как и лучший кебаб) готовят именно в Армении! Настоятельно рекомендуем!

Памятник актёрам кинофильма "Мужчины" режиссёра Эдмонда Кеосаяна, снятого на Арменфильме в 1972 году.

     Мы вернулись в сувенирный магазин, прошли в выставочный зал и познакомились с уже открывшейся к нашему приходу выставкой. К сожалению, фамилии автора мы нигде не вычитали — всё кругом было только на армянском, в том числе и книжки стихов с авторскими иллюстрациями. На выставке автор представила две монохромные серии — «Птицы» и «Пейзажи» — «находящихся в различных точках пути, ведущего от реализма к абстракции»... Мы понаблюдали за неспешно беседовавшей местной богемой (ну всё как у нас!), побродили по другим залам, разглядывая креативные и необычные экспонаты современного арта. Не зря мы сюда заглянули — получили ещё одну порцию впечатлений и оптимизма!
     Поблагодарив радушную хозяйку, мы не спеша отправились домой. Вечер был тёплым и ясным, и в прогале между домами мы вдруг увидели снежную пирамиду Арарата. Гора казалась такой близкой, что её можно было принять за купол большого здания. И странно сделалось от мысли, что вот прямо над крышами домов мы можем видеть другое государство — Турцию, на территории которой, согласно современным границам, находится главная армянская гора…

17 апреля 2016 г.




Tags: Армения, Ереван, По ту сторону Кавказа, живопись, музей
Subscribe

  • Затерянный Батилиман

    Настало утро очередного дня отпуска. Снова кошки, снова кормление размороженной рыбой, снова эта умилительная толпа лемуров с…

  • Караньские высоты

    В продолжение сегодняшнего похода наш путь из Флотского лежал на Караньское плато. Тропиночка от сельского кладбища повела вверх,…

  • Бирюзовое сердце

    В качестве первого похода в окрестностях Севастополя мы выбрали посещение Кадыковского карьера, эффектные фотографии которого в 2020…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments