Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Categories:

Алушта. Даунхилл в подснежниках.

Альтернативный взгляд на нашу поездку в Алушту от Юрия Волобуева yurivv

    Как и любой человек, неравнодушный к велосипеду, тем более к той его разновидности, которая называется mountain bike (а в просторечье «горный велосипед», хотя никто из катающихся на таких велосипедах их так не называет), я мечтал увидеть свой байк в родной среде обитания, а именно, в горах. Ну не только я, а и мой сын, конечно, тоже. По разным причинам реализация идеи откладывалась на неопределенный срок. Но тут внезапно мне на работе объявили, что если я хочу пойти в отпуск в этом году, то лучше сделать это прямо завтра, а иначе будет поздно. И вот, совершенно спонтанно, мы решили ехать в горы.

     Как и любой человек, неравнодушный к велосипеду, тем более к той его разновидности, которая называется mountain bike (а в просторечье «горный велосипед», хотя никто из катающихся на таких велосипедах их так не называет), я мечтал увидеть свой байк в родной среде обитания, а именно, в горах. Ну не только я, а и мой сын, конечно, тоже. По разным причинам реализация идеи откладывалась на неопределенный срок. Но тут внезапно мне на работе объявили, что если я хочу пойти в отпуск в этом году, то лучше сделать это прямо завтра, а иначе будет поздно. И вот, совершенно спонтанно, мы решили ехать в горы.
     В какие горы – вопрос не стоял. Конечно, в Крым, в Алушту. Почему именно туда? Собственно, такой вопрос мог возникнуть только у человека, далекого от маунтинбайка. Алушта знаменита в тусовке многочисленными трассами скоростного спуска и горными маршрутами, большая часть из которых по силам начинающим (с известными оговорками, об этом позже), хорошим климатом, низкими ценами… в общем, это место номер 1 для «моего первого выезда в горы». И что еще упрощало ситуацию, мои друзья Андрей (http://crimeaphile.livejournal.com/) и Елена тоже решили поехать с нами за компании, правда, без велосипедов. Упрощалась ситуация потому, что Андрей обожает Крым, бывает там 2-3 раза в году и знает там буквально всё. Таким образом нам удалось хитро переложить все бремя подготовки на его плечи. К сожалению, в последний момент Лена не смогла поехать, и нам пришлось отправляться втроём.
     Основной байкерский сезон начинается в Алуште в мае. В это время сюда устремляются сотни любителей этого вида развлечения. Трассы высыхают, погода резко налаживается. Но мы ехали 1-го апреля. А значит, нас ждали различные перипетии горных сюжетов и погода с температурой от 0 до +15 градусов и различного рода переменными и постоянными осадками. Забегая вперед, скажу, что все опасения и надежды полностью оправдались (кроме надежды на хорошую погоду) – мы получили полную порцию байкерского удовольствия. Суперские трассы - грязные трассы, подсыхающие трассы, сухие трассы, а также дожди, падения, ветер и скорость, поломанное оборудование и порванную экипировку. И море подснежников. Но обо всем по порядку.
     Прогноз погоды, очевидно, выбирался каждым из погодных сайтов из соображений случайного попадания «пальцем в небо». Андрей оптимистично уверял, что апрель – самый солнечный месяц в Алуште, хотя и сомневался насчет того, что в верхней части трасс уже возможно кататься, а не только плыть. Но нас ничто не могло остановить.
     Вообще, всё началось с закупки экипировки. В том числе защиты (я даже купил себе шлем типа full face – возможно, кому-то это покажется забавным, но всё веселье мигом исчезает, когда оказываешься лицом к лицу с трассой скоростного спуска). С тремя-четырьмя километрами спуска. После которого у вас, вполне вероятно, будут мозоли на подушечках указательных пальцев. От тормозных ручек. Да, даже сквозь хорошие дорогие перчатки. Но вы их не заметите. Так сильно вам будет хотеться ехать помедленнее. Впрочем, на некоторых участках верхней половины трассы «Мамонтовая» в начале апреля байк прекрасно несёт вниз по смеси жидкой грязи и камней и на полностью заблокированных колёсах.
     Кстати, о колёсах. Точнее о покрышках. Наилучшая резина в горах, как мне показалось, это что-то вроде от 2,5 дюйма шириной и т. н. downhill specific. То есть, чушка весом под полтора кило, с двойным армированным бортом, сверхмягким компаундом… и обязательно хорошо накачанная. В обычных условиях средней полосы райдер с такой резиной обычно вызывает у окружающих (райдеров) подозрения в завышенном ЧСВ. Иное дело в горах. Небольшой острый камень на даунхильной трассе с легкостью оставит в ваших любимых пятисотграммовых кросс-кантрийных «презервативах» сквозной прорез сантиметра три длиной. Или четыре. Или пять. Ему все равно, лишь бы вы были ему рады.
     Как бы то ни было, сборы закончены, всё вдумчиво отобрано, взято с собой много всего нужного, и ненужного – на всякий случай. Главное, что ничего не забыто. Ну или почти ничего. Да и забыли-то сущую мелочь – смазку для цепи. Как можно забыть смазку для цепи? Я бы не поверил, если мне бы кто сказал. И всю неделю наши байки жалобно скрипели и свистели, когда требовалось покрутить педали. Это случилось после первого же спуска. Да, заботливо нанесенная перед поездкой смазка была ведь «для сухих условий». Ха-ха, очень смешно. Сухие условия в начале апреля в горах. Смешной анекдот. Хотя… вы удивитесь, как мало вам придется крутить педали. Возможно, вам рисуются в воображении утомительные подъемы на 22-й передней звезде на какой-нибудь перевал. Забудьте, если только вы, конечно, не лось – такой, знаете ли, накачанный лось, для которого доза в 200 км по шоссе или полсотни по кросскантрийной трассе – просто прогулка перед завтраком.

Байки в горы заезжают на троллейбусе – я не шучу. А дальше… да-да – ножками, ножками, джентльмены, а ручками заталкиваем байк до начала трассы. Километра три. Вверх. Все время вверх. Или шесть. Километров. Главное, смотрите под ноги. Ну, чтобы не провалиться случайно по середину лодыжки в грязь, когда идете по т. н. «дороге» в подъем.



     За неделю в Крыму на этих т. н. «дорогах» (грунтовках) я не видел ни одного транспортного средства. Да это и не удивительно. Просто транспортных средств, способных проехать по этим т. н. «дорогам» в природе не существует. Хотя нет, вру. Однажды я увидел на одной из этих т. н. «дорог» следы протектора. Не каждый рослый мужчина перешагнёт этот следа вширину. На ум приходит сразу что-то вроде карьерного самосвала. Но я отвлёкся.
     Не буду утомлять вас подробностями приезда, распаковки и первых шагов по крымской земле. Шаги эти были не простые, ибо наш путь лежал на знаменитый Алуштинский мотодром, где проводятся соревнования по мотокроссу. Нас, конечно, мотокросс не интересовал, а место это было примечательно тем, что туда выходит финиш сразу двух знаменитых трасс Алушты – «Мамонтовой» и спуска по склону г. Ай-Йори (на байкерском сленге именуемом просто «Айорой»).
    Наш проводник Андрей слегка промахнулся поворотом, и мы сначала прошли низом, оврагом, а потом поднялись в гору чуть выше мотодрома и оказались на трассе «Мамонтовая» примерно в 300-400 м от финиша. Этот эпический подъём метров 200 длиной (и, кажется, с таким же набором высоты… шутка) я буду помнить ещё долго.


     Как бы то ни было, мы в находились в Мекке «настоящего» горного велосипеда для начинающих. Концовка трассы была достаточно сухой. В качестве достойного завершения дня нам удалось по ней немного покататься. Димка пробует свои силы на финальном шор-дропе – украшении трассы, Андрей снимает, ну а я просто волнуюсь. Дроп приличный, но все проходит идеально.


     Конечно, это не сравнится с полным спуском, но для ощущения себя «настоящим» маунтинбайкером было вполне довольно. К тому же уже темнело. Мы двинули в сторону города, намереваясь оставить велосипеды дома и поужинать в забегаловке.
     Ночью в Алуште не зажигают огней. К чему? Ведь город невелик, и местные знают его как свои пять пальцев даже на ощупь, а приезжим всё равно, куда идти, ведь в любой точке города они могут найти предприятие общепита и пункт заправки портвейном. Да и откуда второго апреля в городе приезжие? Разве что наведается пара психов с велосипедами – так что ж, из-за них электроэнергию тратить? Равно как и не стоит открывать этот самый общепит. Однако, голодными мы не остались, и трезвыми тоже. В смысле, портвейном и пивом заправились только мы с Андреем, ибо Дима приехал сюда больным ангиной и с приличной температурой. Что, впрочем, не помешало ему кататься.
     Излагать дальнейшее в хронологическом порядке нет никакого смысла, расскажу лишь о своих впечатлениях от катания. Мы начали с трассы «Мамонтовая», что, вообще говоря, нетипично, ибо трасса эта считается не самой простой среди алуштинских, а на деле для получения удовольствия от неё требует достаточно серьёзной подготовки. Длина трассы примерно 3 километра, сброс высоты около 500 метров. Сложность её характеризуется как «средняя». То есть, для подготовленного человека средняя, для того, кто занимается даунхиллом, а не распугивает голубей в соседнем парке. Время проезда в «боевом» режиме для опытного райдера, знакомого с трассой, составляет примерно 6 минут.
    «Мамонтовая» - классический образчик для соревнований по даунхиллу – крутые уклоны и каменистые секции в верхней части трассы, разбавленные небольшими скоростными земляными дропами и т. н. «рок-гарденами», то есть, каменистыми секциями, сменяются более пологим и скоростным участком во второй половине.




     Препятствия в нижней части наращивают высоту и требуют большей скорости прохождения.



     Короче говоря, без соответствующей технической, физической и моральной подготовки полностью как надо «Мамонтовую» пройти невозможно. Просто кое-как скатиться, объезжая препятствия – да, можно, само собой.

В итоге удовольствия я от нее не получил. Это была адски тяжелая работа. Земля перед тобой уходит все время вниз, вниз, вниз, пальцы вцепляются в тормозные ручки, ибо стоит их бросить, как байк наращивает скорость примерно как камень, выброшенный из окна. При этом надо выбирать траекторию, ибо, особенно в верхней части, трасса сильно камениста, колдобиста, извилиста, короче говоря – беспощадна. При этом в седле сидеть не получится. Надо постоянно смещаться назад, так как уклон местами значительный, и постоянно меняется. Руки отрабатывают неровности на пару с вилкой, ведь это не выбоинки в асфальте и даже не корни небольших деревьев в лесу, это камни. С кулак, а местами и с голову размером. А посередине трассы течет ручей, по бокам которого жидкая грязь, и снова камни, камни, камни везде. Внизу уже повеселее, камней намного меньше, а препятствия можно ведь и объехать. Подобный «спуск» у меня занял не 6, а все 26 минут. Короче, тяжело… Ощущения на финише – как будто весь день носилки на стройке таскал.
     Диме все давалось намного проще, то есть, он ехал и прыгал везде, хотя, конечно, уложился не 6 минут, но и не намного дольше – сказывается подготовка. При этом чисто из-за конструкционных особенностей байка (хардтейл) в тоже время ему приходилось и намного тяжелее.

 Он, кстати, едет с экстрим-камерой GoPro на шлеме. И вот дроп в середине трассы – почти близнец финального, ну может слегка поменьше. Грязь, камни, отсутствие задней подвески не позволяет набрать нужную скорость на этом участке – и вот результат – уборка! 




     Повреждений нет – хорошо работает защита. Но крепление камеры к «башмаку» на шлеме разбито вдрызг. Дальше едем без «видеорегистратора». Придется чиниться дома. И суперклей в очередной раз спас этот мир.
    Вообще говоря, горы сбивают налет гламура и с байков и с райдеров почти мгновенно. Если кто-то серьезно парился по поводу внешнего вида своего «коня» или себя любимого, то в горах этим заниматься некогда. Трассы эксплуатируют байки в предельных режимах – удары, падения, порванные покрышки, слетевшие цепи, грязь, сбитая краска. Грязь везде – на байках, на райдере – с головы до ног.


     Вечером первого-второго дня обычно бывают попытки привести себя и велосипед в порядок, но усталость так велика, что обычно через пару дней желание вымыть байк больше не возникает. Куртки и штаны просто сушатся, шлем и маска протираются наскоро тряпкой. Грязные перчатки суются в карман. И тебе уже все равно. Лишь бы не подвело «железо» - вот единственная мысль. Дешевое оборудование здесь не работает. Точнее, работает, но недолго. Ride hard or go home. Но как итог – гордое и набившее оскомину «редкое фото» - горный велосипед в горах. Во всей своей красе. И с тонной грязи. Так лучше.


     А утром снова тащиться на троллейбусное кольцо и ехать до Виноградного, а там снова – вверх, вверх, вверх. 3 километра подъема до «Мамонтовой» - с каждым днем они даются все легче, и вот вдруг оказывается, что половину подъема можно ехать! Так быстрее, да и дорога уже заметно более сухая – в горах все высыхает быстро. Еще три километра пологого подъема (это уже почти халява – набор высоты всего метров 100 выше старта «Мамонтовой» - и действительно можно много где проехать своим ходом) – мимо горы Сераус – и вы на склонах горы Ай-Йори. Заброшенная грунтовка спускается вниз, местами суживаясь до неширокого каменно-земляного желоба. Это по местным меркам «лайток», трасса для начинающих - нет ни больших камней, ни искусственных препятствий, просто дорога, убегающая вниз. Иногда резко вниз. Для тех, кто умеет, есть шанс прилично разогнаться – сброс высоты как на «Мамонтовой», а рельеф проще.

Я уже почти поехал с удовольствием, когда вдруг на небольшом камне с хлопком разорвало переднюю покрышку Kenda Nevegal 2.35 DTC. То, что на равнине было брутальной резиной для тяжелых условий, оказалось слишком нежным для гор. Порез длиной 3 см шел от протектора вверх до самого обода. Покрышка и тяжелая даунхильная камера были уничтожены одним махом. У меня была запасная камера, но резервная покрышка была только дома. Пришлось топать вниз пешком, а потом еще пешком до дома. Обидно.
     «Айора» вообще оказалась для нас камнем преткновения. Позже, ближе к концу нашего пребывания, на этой же трассе порвал куда более стойкую заднюю покрышку и Дима – а ведь у него стоял Maxxis Highroller, правда, сзади тоже размерности 2,35. Впрочем, его мы залатали. А так – были и уборки – руки в кровь сквозь перчатки, и смятая гидролиния на переднем тормозе Avid Code… вот тебе и лайток. Как говорится, если трасса очень проста, значит, ты слишком медленно едешь.



     А в Крыму наступала весна. Весну мы нашли на третьей трассе – на горе Кастель. Собственно, трасса так и называется – «Кастель». И снова троллейбус везет нас на Виноградный, только мы идем от него в обратную сторону. Зато топать всего 10 минут, и вот уже со склона горы вьется неприметная тропинка – она приведет вас к началу трассы. Это очень интересный спуск. В зависимости от того, в каком месте начинаешь, он может как разочаровать поначалу, так и обрадовать.


     Начало несколько обескураживает – резкие каменистые съезжалки явно не оставляют шансов новичку, но потом вдруг они мгновенно заканчиваются, и тропинка уже напоминает обычный лесной сингл-трек с небольшим уклоном, совсем как дома – приятного катания!


     И вдруг все вокруг вспыхивает белыми головками подснежников – ты едешь сквозь них, они везде – выше, ниже по склону – сколько хватает глаз. Миллионы подснежников.


     Цветочная идиллия резко исчезает, и дорога превращается снова в кусок заброшенной грунтовки а-ля «Айора», уклоны нарастают - жми с ветерком… если можешь.




     Трасса короткая, километра 2, сброс высоты поменьше, наверно, вдвое, чем на «Мамонтовой», и только напряжная каменистая секция вначале способна испортить настроение неопытному райдеру. Вдобавок, здесь почему-то совершенно сухо. Кайф. На финише трасса «слетает» с гребня горы и упирается в асфальтовую дорогу, по которой можно доехать до города. Город недалеко – километров 5 по этой дороге… и все эти километры вниз!

Затем мы врываемся на набережную. Это Профессорский уголок. Катим вдоль всей Алушты вдоль моря и дальше, еще километра три. На ближайшем холме видна антенна РЛС. Это ракетная часть. А значит, мы приехали на финиш трассы «Ракетчики». Старейшая даунхильная трасса Алушты, короткая, много раз перестраивалась. Раньше здесь было много искусственных конструкций, но теперь они все разрушены.



     Несколько разочарованы, Дима скатывается пару раз, у меня энтузиазма нет – спуск проходит по вершине гребня, уклон крутой – я слишком нервничаю на таких темах. Короткая фотосессия, и уезжаем на Кастель.

Но вечером Дима снова хочет сюда – снять на видео спуск, и мы возвращаемся. И вдруг встречаем пару местных ребят – Руслана и Эдика. Руслан работает в местном байкерском магазине «Адреналин». Они поднимаются вместе – и спускаются уже по другой траектории. Это новые «Ракетчики», трасса еще в процессе развития. Но уже видно, что сложная, динамичная, интересная. На видео попадает и неожиданная уборка Эдуарда, и Димкина тоже – все-таки он едет в первый раз. Хорошее завершение дня!




     После покатушки едем в гости в магазин…

     А дальше были спуски с Ай-Йори, и съемка нижней части «Мамонтовой».



     Решаю снять Димку на трансфере. Попытка только одна, быстро ставлю свет, пока он поднимается. Снимаю серию.


     Через минуту слышу по рации, что он финишировал. На финише встречаем еще трех ребят, эти приезжие, но из Украины. Завязывается оживленный разговор – один из них «технарь», и мы с ним с удовольствием обсуждаем нюансы оборудования, Дима беседует с двумя другими. Они удивлены, что он отваживается прыгать финальный дроп на хардтейле. На нас глазеют местные ребята – пацаны лет 12-14 на простеньких байках – для них большие дядьки в экипировке и с тяжелыми байками выглядят героями. Жизнь продолжается!
     Наверно, прочитав все вышеописанное, у вас может сложиться впечатление, что катание в горах – тяжелая неблагодарная работа, не приносящая ничего, кроме травм и усталости. Отнюдь! Постепенно, наращивая форму, начинаешь получать все больше удовольствия. Начинаешь понимать, что такое горный велосипед. Настоящий горный велосипед. Я думаю, каждый байкер должен съездить в горы и сам все узнать. Хотя бы один раз. Но я уверен, что одним разом все у вас не ограничится. Горы зовут!