Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Categories:

Флоту быть!

     В преддверие Дня Военно-Морского Флота захотелось рассказать о нашем посещении Центрального военно-морского музея. Когда-то, в школьные годы, поездку в Ленинград просто невозможно было представить себе без похода в любимый музей. С той поры пролетело ужасно много времени, музей переехал в новое здание, и мне очень хотелось там побывать. Стоило определённых трудов и компромиссов, чтобы уговорить моих спутниц посетить ЦВММ — правда, у них появилась возможность отдохнуть, подремать и переварить впечатления от первой части дня, пока я разглядывал бесчисленные экспонаты. Но трёх коротких часов для такого музея слишком мало, многое снималось «на потом», дома почитать. Да и то, к последним залам даже у меня восприятие от переизбытка информации притупилось так, что и снимать уже не хотелось… Но всё же хочется упорядочить снятое и сохранить здесь, в журнале — буду иногда заглядывать и вспоминать. Когда ещё в Питер выберемся?..

     Центральный военно-морской музей — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он берёт своё начало от Санкт-Петербургской модель-камеры — хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, располагавшейся в Главном Адмиралтействе.
     В августе 1939 г. Центральному военно-морскому музею было передано здание Биржи. В феврале 1941 г. открылась экспозиция в новых залах, но через четыре месяца началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. В июле 1946 г. вернувшийся из эвакуации музей вновь открыл свои двери для посетителей.
     За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота. В модельной коллекции наглядно отражена история российского и зарубежного военного кораблестроения.
     В апреле 2013 г. завершен перевод коллекции ЦВММ в отреставрированный комплекс Крюковских (Морских) казарм. И ко Дню Военно-Морского Флота, 27 июля 2014 г., полностью открыта для посещения экспозиция в составе 19 залов.

А.П.Боголюбов. Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 г.
     В ходе Русско-шведской войны 1788-1790 гг. 24-пушечный катер (бриг) «Меркурий» Балтийского флота атаковал у входа в Христианс-фьорд шведский 44-пушечный фрегат «Венус». Заняв выгодную позицию за кормой фрегата и удерживая это положение, в течение полуторачасового боя «Меркурий» сбил огнём своих орудий часть рангоута и такелажа «Венуса». Шведы были вынуждены спустить флаг.

А.К.Беггров. Фрегат «Меркурий»
     44-пушечный фрегат «Меркурий» был построен в 1815 г. в Санкт-Петербурге и входил в состав судов Гвардейского экипажа. В 1818 г. его продали испанскому правительству и переименовали в «Меркуриус».

А.П.Боголюбов. Афонское сражение 19 июня 1807 г.
     В период русско-турецкой войны 1806-1807 гг. в Средиземном море действовали корабли Балтийского флота под командованием вице-адмирала Д.Н.Сенявина. Русские моряки блокировали Дарданеллы и почти прервали сообщение Константинополя со средиземноморскими портами. В Афонском сражении турецкая эскадра была разбита и в беспорядке отступала. Разгром флота и успехи русской армии вынудили Турцию подписать мир.

Л.Д.Блинов. Наваринское сражение 8 октября 1827 года. 1888 г.
    В 1827 году между Англией, Францией и Россией была подписана Лондонская конвенция 1827 года, согласно которой Греции предоставлялась полная автономия. Османская империя отказалась признавать конвенцию. В том же году объединённая эскадра России, Франции и Великобритании общей численностью 27 кораблей с 1276 пушками выдвинулась к Наваринской бухте, где находился турецко-египетский флот. Союзники рассчитывали путём демонстрации силы заставить противника принять свои требования. Но турки попытались не дать флоту приблизиться и открыли огонь из орудий. Завязался бой.
     Сражение продолжалось около четырех часов и закончилось уничтожением турецко-египетского флота. Русская эскадра под командованием контр-адмирала Логина Петровича Гейдена действовала решительно и искусно. Она приняла на себя главный удар противника и разгромила центр и правый фланг неприятельского флота. Отличился 74-пушечный линейный корабль «Азов» под командованием капитана 1-го ранга Михаила Петровича Лазарева. «Азов» потопил 2 фрегата и корвет, сжёг 60-пушечный фрегат, заставил выброситься на мель 80-пушечный корабль, а затем вместе с англичанами уничтожил турецкий флагман. За эти подвиги «Азов» был награждён кормовым георгиевским флагом — первый случай в истории русского флота.

С.В. Пен_Батарейная палуба линейного корабля середины ХIХ в.

Офицерская каюта фрегата «Александр Невский», 1867

А.П.Боголюбов. Синопский бой 18 ноября 1853 г.
    Синопский бой в начале Восточной (Крымской) войны 1853-1856 г.. — последнее крупное сражение в истории парусных флотов мира. В этом сражении эскадра П.С.Нахимова уничтожила весь турецкий флот в Синопской бухте — главной военно-морской базе турок. В распоряжении султана остались всего 4 фрегата, стороживших Босфор, и он в панике помышлял уже о капитуляции.

А.К.Беггров. На палубе фрегата «Светлана».
    40-пушечный парусно-винтовой фрегат «Светлана» был заложен на верфи Колло и К в Бордо (Франция). Спущен на воду в 1858 г. За свою жизнь «Светлана» трижды обошла «вокруг шарика». Во время первой кругосветки она в составе русской эскадры вошла в Таку (морские воротах Пекина), что способствовало утверждению границы между Россией и Китаем по рекам Амур и Уссури, где она проходит и в настоящее время. Второе плавание «Светланы» тоже вошло в историю. В 1871 году на ней в должности старшего офицера отправился в кругосветное путешествие великий князь Алексей Александрович, будущий генерал-адмирал Российской Империи. В мае 1873 года фрегат встал на рейд Владивостока. Визит члена императорской фамилии стал для города (которому исполнилось всего 12 лет) значительным событием. В память о нём главная улица Владивостока, прежде Американская, стала именоваться Светланской.

Потаённое судно Ефима Никонова
     Первую известную попытку создания в России подводного судна предпринял крестьянин подмосковного села Покровское судовой плотник Ефим Никонов. В 1718 г. он подал Петру I челобитную, в которой предложил построить подводное судно, чтобы «ходить в воде потаённо и из снаряду забивать корабли».
     В 1720-1721 гг. по указанию Петра строят сначала модель, а к 1724 г. и полноразмерное «потаённое судно». Первые испытания прошли в 1724 г. в Петербурге на Галерном дворе в присутствии Петра, но при спуске под воду деревянное днище судна получило повреждение. Ефим Никонов ещё три раза погружался в своём судне под воду, но неудачно, так как корпус давал течь. В 1728 г. работы были прекращены, а Ефим Никонов в числе других работников отправлен в Астрахань.

Модель шебеки «Макарий», 1798-1800 гг.
     Шебека, вооружённая 18 пушками и входившая в состав французского флота, была захвачена 72-пушечным кораблём «Богоявление Господне» в октябре 1798 г. и включена в состав эскадры вице-адмирала Ф.Ф.Ушакова под названием «Макарий». Шебека принимала участие в блокаде и взятии крепости Кофру.

Н.И.Красовский. Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими линейными кораблями.
     Картина помещена в раму, изготовленную из древесины брига «Меркурий».

«Первому русскому плавателю вокруг света адмиралу Ивану Фёдоровичу Крузенштерну от почитателей его заслуг»

Н.М.Кочергин. Взятие города Бердаа во время похода русских на Каспийское море в 943-944 гг.

Модель подводной лодки конструкции К.А.Шильдера. 1834 г. Масштаб 1:10

Л.О.Премацци. Вид Севастопольской гавани. 1850 г.

Л.О.Премацци. Новые доки в Севастополе. 1850 г.

И.Н.Шрендер. Вице-адмирал В.А.Корнилов
     Выдающийся военно-морской деятель, ученик адмирала М.П.Лазарева, один из организаторов героической обороны Севастополя в 1854-1855 гг. Под командованием Лазарева прошёл путь от младшего офицера до командующего эскадрой. В 1849 г. назначен начальником штаба Черноморского флота. С осени 1854 г. все свои знания и силы отдал делу организации обороны Севастополя. 5 октября 1854 г. Корнилов был смертельно ранен на Малаховом кургане и вскоре скончался. Его последними словами было: «Отстаивайте же Севастополь!»

И.Н.Шрендер. Адмирал П.С.Нахимов
     Выдающийся флотоводец, адмирал (1855). В 1822-1825 гг. на фрегате «Крейсер» совершил кругосветное плавание. В 1827 г. на линейном корабле «Азов» принял участие в Наваринском сражении, за которое был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. В 1855 г. за разгром турецкой эскадры в Синопском бою юыл удостоен ордена Святого Георгия 2-й степени. В 1854-1855 гг. участвовал в обороне Севастополя, была смертельно ранен на Малаховом кургане, похоронен во Владимирском соборе.

Астрономические часы (регулятор) Льва Сидоровича Нечаева
     Астрономические напольные часы сконструированы и изготовлены в городе Ярославле русским механиком-самоучкой Л.С.Нечаевым. Над конструированием и изготовлением часов Нечаев работал 14 лет, о чём свидетельствует надпись на задней стороне циферблата «Начаты делать 1837 года. Пущены въ ходъ 1851 годъ.»
     Целью и мечтой Нечаева при изготовлении часов было желание основать в России отечественную часовую промышленность, которая не находилась бы в зависимости от иностранного производства, но осуществить свои замыслы при жизни ему так и не удалось.
     Часы вскоре после изготовления, в 1853 г., были привезены из Ярославля в Санкт-Петербург, где вызвали всеобщее восхищение и одобрение. Император Николай I, осмотрев часы, оставил их в Зимнем дворце. Нечаеву он заплатил 1000 рублей и наградил его золотой медалью «За полезное».
     Затем эти часы были установлены в музее Морского кадетского корпуса, (впоследствии ВВМУ имени М. В. Фрунзе), а 1925 г. оттуда были переданы на хранение в Центральный военно-морской музей, где в течение двадцати лет они бездействовали.
     В 1941 году к открытию ЦВММ в здании бывшей фондовой биржи часы были восстановлены внуком Л.С.Нечаева - механиком музея Д.А.Кудрявцевым. В годы Великой Отечественной войны часы получили повреждения и потребовали нового восстановления.
     В 1975 году инженером Л.В.Шлихтером часы были капитально отреставрированы и в настоящее время находятся в рабочем состоянии.
     Конструкция часов весьма интересна и очень остроумна. Они кроме времени ежедневно показывают: числа месяца, название дней недели, название месяцев, время восхода и захода солнца, долготу дня и ночи, поправки к истинному астрономическому времени для Петербурга, а также какой сейчас идет год - простой или високосный. На особом экране, изображающем небосвод, каждый день восходит и заходит солнце, выполненное в виде золоченого диска. При восходе и заходе солнца установленный в часах музыкальный агрегат исполняет разные музыкальные пьесы. Корпус часов изготовлен из полированного палисандрового дерева.

Модель императорской яхты «Держава», 1866 г. Масштаб 1:48
     Паровая колёсная императорская яхта «Держава» была построена в Санкт-Петербурге в 1871 г. и обслуживала семьи императоров Александра II, Александра III и Николая II. В 1898 г. яхта была переоборудована в учёбное судно Учебного минного отряда и переименована в «Двину». Исключена из списков флота в 1905 г.

Модель винтового фрегата «Громобой», 1857 г. Масштаб 1:48
     Винтового фрегата «Громобой», вооружённый 53 орудиями, был построен в Гельсингфорсе (Великое княжество Финлядское) в 1857 г. Вошёл в состав Балтийского флота. Совершил ряд дальних плаваний, в том числе в составе русской эскадры в Средиземном море. В 1872 г. исключён из списков флота.

Подводная лодка конструкции С.К.Джевецкого, 1880-е гг.
     Один из вариантов подводных лодок, созданных конструктором за время своей деятельности в области подводного судостроения. Начав работу в 1876 г. над созданием подводной лодки с ножным педальным приводом, в 1884 г. конструктор создал подводную лодку с электродвижением, а в 1909 г. с единым двигателем для надводного и подводного хода, чем закрепил приоритет России в этих научных и конструкторских разработках.

Модель американской подводной лодки «Черепаха» («Turtle») конструкции Бюшнеля (1776 г.). Масштаб 1:10

Модель подводной лодки «Наутилус» конструкции Р.Фултона (1801). Масштаб 1:12

Модель крейсера «Память Азова». 1888 г. Масштаб 1:96
     Крейсер «Память Азова» был построен в 1890 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Вошёл в состав Балтийского флота. С 1892 г. — крейсер I ранга. В 1906 г. на корабле произошло матросское восстание. С 1907 г. — учебное судно, в 1909 г. переименовано в «Двину». В Первую мировую и Гражданскую войны использовалось как плавучая база подводных лодок. В августе 1919 г. потоплено в Кронштадтской гавани при налёте английских торпедных катеров.

Модель подводной лодки конструкции И. Ф. Александровского. Масштаб 1:50
     В 1866 г. в Петербурге, на заводе Карра и Макфереона (позже Балтийский) была построена металлическая подводная лодка (надводное водоизмещение 352 т) с пневматическими двигателями, вооруженная всплывающими минами.

Модель императорской яхты «Ливадия». 1880-е гг. Масштаб 1:48
     Яхта построена в г.Глазго (Англия) и предназначалась для плаваний императорской семьи по Чёрному и Средиземному морям. Однако проект оказался неудачным, яхта была признана непригодной для использования по назначению и переведена в класс пароходов.

Модель самолёта конструкции капитана 1 ранга А.Ф.Можайского. Масштаб 1:20
     Самолёт был построен в Петербурге в 1882 г. Первый в мире летательный аппарат, конструктивные элементы, взлётно-посадочные устройства, силовая установка и бортовое оборудование которого в измененном виде используются в современных самолётах.

В.Симпсон. Маяк на мысе Херсонес. 1856 г.
     Маяк основан в 1816 г. и на протяжении своей долгой службы играл и продолжает играть существенную роль в истории и жизни Черноморского флота. Маяк первым встречал корабли эскадры вице-адмирала П.С.Нахимова, возвращавшиеся в Севастополь после блистательной победы в Синопском бою в ноябре 1853 г. В годы Великой Отечественной войны маяк был полностью разрушен. На его месте построили новый маяк в мае 1944 г., сразу после освобождения Севастополя, по проекту И.Г.Головачёва.

Модель крейсера I ранга «Варяг». Масштаб 1:62
     Крейсер «Варяг» заложен в 1898 г. по заказу Российского правительства в Филадельфии (США), на верфи «В. Крамп энд санз». Спущен на воду в 1899 г. Вступил в строй в 1901 г. Экипаж 570 человек. Крейсер предназначался для разведки и совместных действий с миноносцами. Быстроходный и хорошо вооруженный «Варяг» считался одним из лучших и красивейших кораблей в своем классе. Он вошёл в состав Балтийского флота, совершил переход в Кронштадт, а в 1902 г. — на Дальний Восток, в военно-морскую базу Порт-Артур на Ляодунском полуострове в Жёлтом море.

     Будучи земляками Всеволода Фёдоровича Руднева, мы не могли оставить без внимания отдельный зал, целиком посвящённый героическому бою крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой 27 января 1904 года. В первый день Русско-японской войны 1904-1905 гг., 27 января (9 февраля) 1904 г., находившиеся в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон) крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец были блокированы японской эскадрой. Пытаясь прорваться в Порт-Артур, русские корабли вступили в неравный бой. Японцы имели семикратное превосходство в силах. Из-за серьезных повреждений «Варяга» и большой убыли личного состава (погиб 31 моряк, были тяжело и серьезно ранены 86, легко ранены более 100 человек) командир крейсера капитан 1 ранга, В.Ф.Руднев решил возвратиться в Чемульпо. После своза команд на кораблях нейтральных держав, по приказу Руднева была взорвана канонерская лодка «Кореец», затоплены крейсер «Варяг» и судно пароходства Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) «Сунгари». Экипажи русских кораблей до конца выполнили свой воинский долг перед Отечеством и покрыли себя неувядаемой славой. По возвращении в Россию офицеры и нижние чины «Варяга» и «Корейца» были осыпаны почестями и получили высокие награды.
     В 1905 г. японцы подняли крейсер «Варяг», и более 10 лет он использовался в качестве учебного корабля в составе Императорского флота Японии. Российское правительство в 1916 г. выкупило исторический корабль. Он был зачислен в состав судов Гвардейского экипажа и включен во Флотилию Северного Ледовитого океана. «Варяг» совершил переход из Владивостока в Кольский залив, но в феврале 1917 г. ушел в Англию на ремонт. В декабре 1917 г. крейсер «Варяг» был незаконно реквизирован британским правительством и спустя два года передан для разделки на металл. Во время буксировки корабль сел на камни в Ирландском море и в сильный шторм был разрушен. В 1920-е гг. корпус «Варяга» разобрала на месте крушения германская фирма.
     В память о легендарном крейсере пять кораблей отечественного военно-морского флота в разное время носили наименование «Варяг».
С.В.Пен. Бой крейсера «Варяг» с японскими кораблями

Модель мореходной канонерской лодки «Кореец». Масштаб 1:48
     Канонерская лодка «Кореец» была построена в 1888 г. на заводе Бергзунд в Стокгольме (Швеция) по заказу Российского правительства. Экипаж 179 человек, в том числе 11 офицеров. В 1889 г. корабль был перечислен из Балтийского флота в Сибирскую флотилию и перешёл на Дальний Восток. Базировался в Порт-Артуре. С 1892 г. — мореходная канонерская лодка. В 1900 г., во время восстания ихэтуаней (боксерского) в Китае, в составе международной эскадры участвовал в штурме фортов Таку и получил боевые повреждения. В ходе боя при Чемульпо «Кореец» под командованием капитана 2 ранга Г.П.Беляева следовал в кильватер «Варягу» и вёл огонь по японским кораблям из орудий главного калибра. Канонерская лодка не получила боевых повреждений и не имела потерь в личном составе. После возвращения в Чемульпо и своза команды на корабли нейтральных держав «Кореец» был взорван на рейде и полностью уничтожен.

С.В.Пен. Эпизод боя крейсера «Варяг» с японской эскадрой

М.В.Петров-Маслаков. Бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японскими кораблями

И.Н.Дементьев. Бой русского и японского флотов у Порт-Артура 27 января 1904 г.

Модель эскадренного броненосца «Петропавловск». Масштаб 1:48
     Эскадренный броненосец «Петропавловск» был заложен в 1892 г. на верфи Галерного острова в Санкт-Петербурге. Спущен на воду в 1894 г. Вступил в строй в 1897 г. Экипаж — 633 человека. В октябре 1899 г. «Петропавловск» был отправлен из Балтийского моря на Тихий океан и в апреле 1900 г. прибыл в Порт-Артур, войдя в состав Тихоокеанской эскадры. Во время Русско-японской войны на броненосце держал флаг командующий флотом Тихого океана С.О.Макаров. 31 марта 1904 г. «Петропавловск» во главе эскадры вышел к месту, где происходил бой между миноносцем «Страшный» и шестью японскими миноносцами. В 9 часов 39 минут в двух милях от маяка полуострова Тигровый «Петропавловск» подорвался на мине и через полторы-две минуты скрылся под водой. Погибло 650 человек, в том числе вице-адмирал С.О.Макаров и художник В.В.Верещагин.

Модель эскадренного броненосца «Бородино». Масштаб 1:48
     Эскадренный броненосец «Бородино» заложен в 1900 г. на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге. Спущен на воду в 1901 г. Вступил в строй в 1904 г. Экипаж — 830 человек.
     Эскадренный броненосец «Бородино» в 1904 г. вошёл в состав 2-й Тихоокеанской эскадры и совершил переход из Балтийского моря на Дальний Восток. В Цусимском сражении 14 мая 1905 г. команда «Бородино» героически сражалась с японскими кораблями. После выхода из строя эскадренных броненосцев «Князь Суворов» и «Император Александр III», «Бородино» стал головным кораблем, и противник сосредоточил на нём основную массу огня. Через несколько часов неравного боя сильно поврежденный, объятый пламенем броненосец накренился на правый борт, перевернулся и пошёл ко дну. Из всей команды спасся только один матрос Ющин.

М.В.Петров-Маслаков. Крейсер «Аврора» в Цусимском сражении

Модель крейсера «Аврора». Масштаб 1:100
     Крейсер I ранга «Аврора» был построен в 1903 г. в Санкт-Петербурге, на Новом Адмиралтействе. Вошёл в состав Балтийского флота. Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. в составе 2-й Тихоокеанской эскадры совершил переход на Дальний Восток. Участвовал в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г., получил повреждения, был интернирован в Маниле (Филиппины), в 1906 г. вернулся в Россию. Модель воспроизводит облик крейсера «Аврора» на 1916г.

С.В.Пен. Королева Эллинов Ольга Константиновна шеф эскадренного броненосца «Наварин» и 2-го Флотского экипажа
     Решением русских эмигрантов греческой общины 2011 год был объявлен в Греции годом Королевы эллинов Ольги Константиновны в честь 160-летней годовщины со дня её рождения. Удивительная женщина, оставившая свой след в истории России и Греции благодаря своему милосердию, добрым делам и любви к своей родине. Удивительно современно звучат сейчас слова, сказанные Ольгой Константиновной об Андреевском флаге России: «Андреевский флаг является искони священным символом самой России, такой, какой она должна быть — идеальной России, не зависящей от меняющихся обстоятельств. Унижение Андреевского флага — унижение России. Надо жить на чужбине, чтобы понять всё значение своего родного флага, его неприкосновенность и нерушимость и испытать ту болезненную привязанность к этой "тряпочке", к внешней оболочке того символа, ради которого люди идут на смерть с легким сердцем и беззаветно жертвуют собою!» Она жила на чужбине с 16-летнего возраста и пропустила через свою душу всё, что связано с тоской по родине... Великая княжна Ольга Константиновна Романова, дочь генерал-адмирала русского флота Великого князя Константина Николаевича и Великой княгини Александры Иосифовны, племянница российского императора Александра II, внучка императора Николая I и бабушка Филиппа Эдинбургского (мужа нынешней британской королевы Елизаветы II), стала королевой Греции, Королевой эллинов, в 1867 году. Мужем Ольги Константиновны стал 17-летний греческий король Георг I, родной брат императрицы Марии Фёдоровны, матери императора Николая II. Ольга сумела завоевать любовь греков и остаться в их памяти на долгое время...

Модель линейного корабля «Петропавловск». Масштаб 1:50
     Заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1909 г. Спущен на воду в 1911 г. Вступил в строй в 1914 г. Экипаж — 1126 человек.
     Линейный корабль «Петропавловск» имеет славную историю. В годы Первой мировой войны корабль участвовал в боевых операциях Балтийского флота. В 1915-1917 гг. на «Петропавловске» существовала подпольная большевистская организация, проводившая среди личного состава революционную работу. Отряды моряков-петропавловцев участвовали в Октябрьском вооруженном восстании. В марте-апреле 1918 г. «Петропавловск» участвовал в Ледовом походе из Гельсингсфорса в Кронштадт. В феврале 1923 г. на общем собрании личного состава «Петропавловска» В.И.Ленин был избран почётным моряком корабля. В голы Великой Отечественной воины моряки «Петропавловска» героически защищали Ленинград.

В.А.Печатин. Бой у мыса Сарыч 18 ноября 1914 г.

Модель эскадренного броненосца «Князь Потемкин Таврический». 1902 г. Масштаб 1:48
     Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин Таврический» был заложен в 1898 г. на стапеле Николаевского адмиралтейства. Спущен на воду в 1900 г., вступил в строй в 1905 г. На «Потёмкине» впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнём — из центрального поста, расположенного в боевой рубке.
     Получил известность после вооруженного восстания в июне 1905 г., после которого корабль был переименован в «Пантелеймон». С 1907 г. — линейный корабль. Участвовал в Первой мировой войне — 5 ноября 1914 г. в бою у мыса Сарыч с германо-турецкими крейсерами «Гебен» и «Бреслау» и 10 мая 1915 г. в бою у пролива Босфор.

Гибель крейсера «Пересвет» в Средиземном море 22 декабря 1916 г.

Г.В.Горшков. Капитальный ремонт линейного корабля «Марат». 1923 г.

К.А.Вялов. Портрет Б.Ф.Сафонова, подпоковника, дважды Героя Советского Союза
     Ещё один хорошо знакомый по книжкам земляк! Родился в селе Синявино ныне Плавского района Тульской области. После окончания семи классов поступил в железнодорожное ФЗУ в городе Туле. С 1931 года начал заниматься в Тульском аэроклубе. Окончил 1-ю Качинскую военную школу лётчиков имени А.Ф.Мясникова в ноябре 1934 года, с высшими оценками по технике пилотирования, воздушной стрельбе, материальной части. Великую Отечественную войну Б.Ф.Сафонов встретил командиром эскадрильи 72-го авиационного полка Северного флота. Войну летчики полка начали на устаревших истребителях И-16. 16 сентября 1941 года капитану Сафонову Борису Феоктистовичу было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К моменту опубликования данного Указа, на счету лётчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 — на счету её командира.
     Свой последний — 224-й боевой вылет подполковник Б.Ф. Сафонов совершил 30 мая 1942 года, на прикрытие конвоя союзников PQ-16, следовавшего в Мурманск. Трое лётчиков-североморцев во главе с Сафоновым на английских P-40 «киттихаук», обнаружив на подходе к конвою шесть вражеских бомбардировщиков, стремительно их атаковали. По донесениям по радио в ходе боя, Сафонов сбил два самолёта и третий повредил, но и сам погиб в этом бою. У его P-40 заглох двигатель (причина не ясна — либо повреждение в бою, либо отказ), и он рухнул в море.
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года подполковнику Сафонову Борису Феоктистовичу присвоено звание Дважды Героя Советского Союза. Он первый из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. К этому высокому званию отважный лётчик-истребитель был представлен Наркомом ВМФ Н.Г.Кузнецовым не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года — за три дня до своего последнего боевого вылета, но высокую награду получить не успел.

Модель линейного корабля «Севастополь». 1941 г. Масштаб 1:50

М.В.Петров-Маслаков. Самолёт-торпедоносец 1-го минно-торпедного авиационного полка КБФ выходит в атаку на фашистский транспорт. 1943 г.

П.А.Гречишников. Освобождение Севастополя в мае 1944 г.

Модель эскадренного миноносца пр.56-А «Скромный» (1954 г.), модификация 1969 г. Масштаб 1:100

«Аквалангисты — это не игра!»

В.П.Яркин. Лётчик-истребитель Северного флота Ю.А.Гагарин

Корабль командно-измерительного комплекса «Космонавт Владимир Комаров», проект 1917.
    Первое в СССР специальное судно, предназначенное для контроля и управления полётами космических объектов, поиска и спасения приводнившихся аппаратов. Переоборудовано из сухогруза в городе Ленинграде на Балтийском заводе. Вступило в строй в 1967 г.

В.П.Яркин. Учебный корабль «Смольный» на Стамбульском рейде

В.П.Яркин. Захват сомалийских пиратов в Аденском заливе

В.А.Печагин. Спуск военно-морского флага СССР и подъём Андреевского флага на корабле 26 июля 1992 года

Модель атомной торпедной подводной лодки проекта 945 «К-239» («Карп», «Тула»), 1984 г. Масштаб 1:50
Модель фрегата проекта 22356. Масштаб 1:100

    В общем, по музею мы гуляли до закрытия. Последние залы осматривали уже бегом, а в атриуме ещё и выставка была… Так что, планируя посещение ЦВММ, закладывайте времени побольше. Хотя, это, пожалуй, касается всех музеев Санкт-Петербурга, которые почему-то к шести вечера поголовно закрываются. Зато у нас осталось время побродить вокруг Новой Голландии и даже успеть к Василию на остров! Но это уже другая история...

7 августа 2015 г.


 
Tags: ВМФ, Санкт-Петербург, музей
Subscribe

  • Караньские высоты

    В продолжение сегодняшнего похода наш путь из Флотского лежал на Караньское плато. Тропиночка от сельского кладбища повела вверх,…

  • Бирюзовое сердце

    В качестве первого похода в окрестностях Севастополя мы выбрали посещение Кадыковского карьера, эффектные фотографии которого в 2020…

  • Снова осень. Севастопольский пленэр

    Осенью 2020 года в Севастополе состоялся проводимый Арт-отелем «Украина» давно ставший традиционным Севастопольский академический…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments