Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Categories:

Ярошенко в Кисловодске

     В конце сентября в Тульском областном художественном музее открылась выставка произведений Николая Александровича Ярошенко. Одного из ярчайших представителей передвижников можно увидеть в Туле в подлинниках! В состав выставки включены картины из собрания Калужского музея изобразительных искусств: портреты близких художнику людей, горные пейзажи, а также знаменитая «Курсистка», написанная в 1883 году и «нашумевшая» на 11-й передвижной выставке.
     Нам довелось познакомиться с творчеством Ярошенко, будучи несколько лет назад в Кисловодске. «Повезло» с погодой. Если бы октябрь тогда был исключительно солнечным, мы бы, наверняка, не слезали с гор. А так — дождик время от времени выгонял нас на неплановые прогулки по парку и городу. Маршруты сочинялись на ходу. В один из дней мы решили разведать — что это за бассейн обозначен на карте прямо в центре курортного парка. А вдруг он работает?! Мечта покупаться оказалась слишком наивной — бывший бассейн давно превратился в руины. Но прогулка всё равно получилась любопытной, в том числе и потому, что в конце концов дождь загнал нас в дом-музей Н.А.Ярошенко, расположенный прямо у парка. А начинался день истинно по-кисловодски — с охоты на белок...

     Неожиданно распогодилось. И, миновав Серые камни, мы заглянули в Долину роз. Летнего буйства тут в октябре, конечно, не увидеть, но всё же нас порадовали некоторые самые стойкие кустики цетов. Напротив, в берёзовой роще, спрятались руины бассейна, а рядом обнаружилась уютная полянка. Солнышко приятно согревало, и мы расположились на привал.
     Солнышку, кстати, радовались не только мы — эпизодически нам попадались цветущие свечи каштанов, а ранее мы уже видели и цветущую сирень! Под ногами валялись гигантских размеров жёлуди, но местные белки, естественно, предпочитали грецкие орехи, которые тут попадаются прямо под ногами. Особенно вдоль русла Ольховки, куда мы сверзлись как всегда без троп и дорог в поисках Лермонтовского водопада.
     Точного описания, где его искать, у нас не было — геокешерский тайник [TR/15077] там появился лишь два года спустя — поэтому мы решили просто идти вдоль русла реки, чтобы не пропустить небольшой водопадик.
     Как выяснилось, если бы мы шли по дороге, мы бы его тоже не пропустили, так как вода падает вниз фактически с проезжей части. Лермонтовский водопад находится на окраине Кисловодска в течении речки Ольховки. Водопад этот невысок, всего три метра, но довольно симпатичен — если его застать не в летнюю жару и не после ливней. Считают, что именно этот водопад М. Ю. Лермонтов описывает в повести «Княжна Мери», как место, где Печорин поил своего коня после прогулки к «Горе Кольцо»: «Каждый шаг моей некованой лошади глухо раздавался в молчании ущелий; у водопада я напоил коня, жадно вдохнул в себя раза два свежий воздух южной ночи и пустился в обратный путь. Я ехал через слободку. Огни начинали угасать в окнах; часовые на валу крепости и казаки на окрестных пикетах протяжно перекликались...»
     Вот и мы через ту самую слободку вернулись в Кисловодск. По пути нас начал поливать дождик, поэтому мы не побрезговали сократить себе путь, запрыгнув в проезжавшую маршрутку. Но ехать домой так рано было обидно — самое время посетить музей, который мы изначально планировали ближе к отъезду.
     Известно, что картины Ярошенко очень высоко ценил В.И.Ленин. Именно по его указанию уже в 1918 году в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени и проведено чествование памяти художника. Но вскоре Кисловодск был временно захвачен белогвардейцами, музей ликвидирован, а многие экспонаты расхищены. В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Ярошенко. В доме Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с.г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник — чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».
     Открывая с улицы калитку, гости попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние годы жизни художника (1885–1898). После реставрационных работ посетители смогли увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Ярошенко. В доме на ярошенковских «субботах» играл Рахманинов, звучали могучий бас Шаляпина, светлый тенор Собинова, бывали друзья-единомышленники художники Репин, Нестеров, Дубовской, Касаткин, Куинджи, артисты Станиславский, Збруева, писатель Успенский, ученые Менделеев, Павлов.

Ярошенко Н.А. Хор. 1894 г.

     Н.А.Ярошенко — один из самых последовательных художников-демократов в русской живописи второй половины XIX века. После смерти И.Н.Крамского он идейно возглавил Товарищество передвижных художественных выставок. Совестью передвижников назвал его М.В.Нестеров. Ярошенко родился в 1846 году в Полтаве в семье офицера. Отец определил его в Полтавский кадетский корпус, затем Ярошенко перевелся в Петербург, в Артиллерийскую академию. Военный по образованию и службе, он с юных лет любил искусство, которому посвящал всё свободное время. Учился в Рисовальной школе у И. Н. Крамского и в течение пяти лет посещал Академию художеств.

Ярошенко Н.А. Шат-гора. 1884 г.


Ярошенко Н.А. Бештау. 1882 г.


Ярошенко Н.А. Кисловодск. Балка. 1890-е гг.


Ярошенко Н.А. Гора Ушба в Сванетии. 1882 г.


Ярошенко Н.А. Красные камни. 1892 г.

     «В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдётся сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», — писал в статье, посвящённой памяти Николая Александровича Н.К.Михайловский. Это высказывание дополняют слова Н.Н.Дубовского: «У него глубокий громадный ум, который он постоянно развивает и достиг всестороннего большого образования». Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко. Достаточно назвать лишь несколько имен, ограничившись утверждением современников, что это самые выдающиеся люди того времени, — представители передовой интеллигенции в различных областях науки, литературы, искусства, являющиеся гордостью России, нередко запечатленные кистью художника. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.С.Лесков, поэт А.Н.Плещеев, издатель В.Г.Чертков, юрист В.Д.Спасович, историк К.Д.Кавелин, философ В.С.Соловьёв, общественный деятель A.M.Унковский, педагог А.Я.Герд, этнограф М.М.Ковалевский, композитор С.И.Танеев, ученый-медик Н.П.Симановский, физиолог И.П.Павлов и другие. Нельзя не упомянуть в связи с этим Л.Н.Толстого, писавшего в одном из писем: «Ярошенко мы все любим и, разумеется, очень рады бы были его видеть» и Д.И.Менделеева, воскликнувшего спустя значительное время после того, как не стало Николая Александровича: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»

Крымшамхалов И.П. Н.А. Ярошенко на этюдах. 1890-е гг.


Ярошенко Н.А. Горный пейзаж. 1880-е гг.


Ярошенко Н.А. Пасмурный день


Ярошенко Н.А. Предгорье. Осенний пейзаж. 1882 г.


Ярошенко Н.А. Таормина. 1897 г.


Ярошенко Н.А. Палермо


Ярошенко Н.А. Пейзаж южного города. 1897 г.


Ярошенко Н.А. Полевые цветы. 1889 г.


Ярошенко Н.А. Теберда


Мясоедов Г.Г. Прибой


Якоби В.И. Типы Танжера


Саврасов А.К. Хата. 1890 г.


Киселёв А.А. Дров. Ницца. 1890 г.


Коровин К.А. Эскиз к балету "Дон Кихот"


Крыжицкий К.Я. Пейзаж


Шретер И.В. Гурзуф. 1952 г.


Нестеров М.В. Пейзаж


Нестеров М.В. Машук


Шретер И.В. Пейзаж с мостиком. 1960-е гг.

     В музее можно также видеть картины Николая Никаноровича Дубовского (1859–1918) — близкого друга Н.А.Ярошенко, художника-пейзажиста, несколько раз приезжавшего в Кисловодск в 1890-е годы. Он был частым спутником художника в его поездках по Кавказу, а после смерти Ярошенко именно он возглавил Товарищество передвижных художественных выставок.

Дубовской Н.Н. Окрестности Кисловодска


Дубовской Н.Н. Пейзаж


Дубовской Н.Н. Сумерки

   
Дубовской Н.Н. Военно-Осетинская дорога. Горный пейзаж


Васнецов А.М. Эльбрус. 1895 г.


Васнецов А.М. Красные камни. 1895 г.


Васнецов А.М. Под Эльбрусом. Урочище Кияишик. 1895 г.


Васнецов А.М. Дарьяльское ущелье. 1895 г.


Васнецов А.М. Рим. Вилла Бордигъера. 1898 г.


Касаткин Н.А. Сухие травы

     Меж тем время работы музея подошло к концу, на улицу опустились сумерки — мы заглянули в уютный погребок выпить по чашечке кофе, а когда выбрались наружу, было уже совсем темно. Что ж, теперь точно пора домой — строить планы приключений на следующий день.

5 октября 2012 г.

 
Tags: Кисловодск, белки, живопись
Subscribe

  • Караньские высоты

    В продолжение сегодняшнего похода наш путь из Флотского лежал на Караньское плато. Тропиночка от сельского кладбища повела вверх,…

  • Бирюзовое сердце

    В качестве первого похода в окрестностях Севастополя мы выбрали посещение Кадыковского карьера, эффектные фотографии которого в 2020…

  • Снова осень. Севастопольский пленэр

    Осенью 2020 года в Севастополе состоялся проводимый Арт-отелем «Украина» давно ставший традиционным Севастопольский академический…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments