Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Под Ай-Петринской стеной

Наш осенний марафон по Крыму в этом году мы начали сразу серьёзно — в первый же день, настоятельно пригласив присоединиться к нам прибывшего из Севастополя Александра, мы отправились штурмовать красивейшую гору окрестностей Алупки и Симеиза — Шаан-Каю, добавив к её фактурам туманные пейзажи Ат-Баша и знакомство с неизведанными перевалами Ай-Петринской яйлы. Вымокли, устали, но впечатлений набрались по самые уши — особо и не заметив намотанных за день километров. А на всю следующую неделю прогноз обещал солнце. В общем, засыпали мы с надеждой, что второй день каникул подарит нам новые красочные приключения. И не обманулись…

Наутро было солнце! Ветерок дул довольно сильный и холодный, но это всё равно было замечательно — после вчерашней сырости. Мы позвонили Юре — накануне вечером Андрей на радостях забыл на остановке свою походную трость, и Юра поехал проверить, не валяется ли она по-прежнему там. Трости, конечно, не было. Мы в ожидании Юры выбрались на площадку перед амбулаторией — любоваться синим морем с барашками пены, горами, ярко освещёнными солнцем — и гуляющими по лесенке внизу котами. Потом приехал Юра — и подбросил нас до той части трассы, с которой мы планировали начать наш сегодняшний подъём.
     Солнечный сосновый лес был прекрасен. Волшебно пахло хвоей, кругом была красота — разве что ныли, протестуя, натруженные накануне ноги. У дороги нашёлся живописный родничок, мы напились и набрали воды. Полюбовались роскошными зарослями папоротника, окружившими тропу. И отправились дальше. И выше.

Мы поднимались сперва грунтовкой, потом — теряюшейся в сосновых иголкой тропкой, пока не вышли наконец к впечатляющему сооружению посреди леса, в окружении каменных стен. «Михайловскій источникъ. 1907-й гд. Хараксъ» — замысловатым старинным шрифтом значилось на каменных плитах строения. Даже остатки английской черепицы сохранились на засыпанной хвоей крыше. У запертой металлической двери каптажа стояла скамеечка, можно посидеть и послушать, как внутри журчит вода.
     Источник получил имя в честь основателя имения «Ай-Тодор» Великого князя Михаила Николаевича, который приобрёл здешние земли в 1869 году. В 1904 году Великий князь Георгий Михайлович (сын Михаила Николаевича) приступил к обустройству собственного имения, получившего название «Харакс». И первой постройкой в новом имении стала система водозабора. Каптажная будка была построена из местного известняка мозаичной кладкой со вставкой орнаментальных частей. Внутри по Т-образной системе галерей и по трубе собирается вода, которая поступает к накопительной цистерне.
     Мы немного поразглядывали это чудо среди солнечного леса, и пошли неприметной тропкой на северо-восток, к открытому скальнику, откуда можно осмотреться по сторонам: на западе виднеется из-за леса макушка нашей вчерашней героини — Шаан-Кая, а на юге на фоне моря можно при желании разглядеть Воронцовский дворец, на севере кое-где выглядывает из-за леса главная гряда.
     Место и впрямь оказалось уютным и живописным — не зря геокэшеры устроили тут тайник! Сколопендр, вопреки жалобам посещавших тайник летом, мы не заметили. Как, впрочем, не нашли и знаковый ориентир — каменный цветок. Похоже, кто-то из туристов растащил на костровище. Но тайник под громадной глыбой после усердных раскопок мы всё-таки нашли! И очень довольные открытым на сегодня счётом закладок двинулись дальше — к Крестовой горе, любуясь окружавшими дорогу стволами земляничников. Вверх, вверх через лес, полный солнца, аромата хвои и яркого пылания скумпий. Волшебная пологая дорога меж стройных сосновых стволов.

В прошлый раз мы были на Крестовой безумно давно — 4 октября 2009 года. Помнится, что тогда даже, несмотря на довольно пасмурное утро, потом разогрело, и было не по-осеннему тепло. По крайней мере, приехавшая тогда с нами Юля щеголяла в летней маечке!

В тот раз мы поднимались с трассы от конторы Алупкинского лесничества, откуда к горе Крестовой (560 м) ведёт эколого-просветительская тропа «Алупка-Исар» протяжённостью всего 2 км. Тропа эта начинает справа у последнего поворота перед лесничеством. Мы его проскочили, и нас чуть не съела вредная собака. Лесники сначала не хотели нас пускать на территорию Ялтинского горнолесного заповедника из-за случая 2-х летней давности (2007 г.) с застрявшем на склоне и устроившим пожар туристом. Но мы клятвенно пообещали не курить, костров не жечь, и на Ай-Петри по этой тропе не ходить, а только прогуляться до вершины Крестовой. Наш вполне благопристойный вид видать убедил лесника, и он нас даже проводил до гигантской каменной воронки под стеной Крестовой. Сказать, что зрелище впечатляет — даже не передать того масштаба. От чего такая воронка — лесник не знал, но, похоже, под ней карстовые провалы...
     Через чудный лес поднялись на вершину, откуда полюбовались на Шаан-Каю и пошли рассматривать то, что осталось от крепости. С погодой очень повезло — солнышко припекало, место нам показалось тогда тишайшим, даже медитативным. Мы оставили третью запись в новеньком на тот момент тайничке, полюбовались вагончиками канатки и такой близкой и фактурной отсюда вершиной Ай-Петри. На обратном пути нам встретилась косуля, в лесу же в облаке синиц мы разглядели сову и устроили ей короткую фотосессию...

На сей раз мы шли через солнечный сосновый лес скорее без тропы, а по наитию. Поэтому, когда нам попалась натоптанная дорожка, увлеклись и чуть не пропустили тропку, ведущую на вершину горы — неприметную на довольно крутом склоне. Впрочем, видали и покруче — немного усилий, и мы наверху.
     С трассы Ялта — Севастополь Крестовая действительно похожа на неприступную крепость. Не случайно гора стала одной из крепостей системы укреплений на Южном берегу Крыма: своеобразного «треугольника» исаров Ай-Тодор — Алупка — Симеиз. Алупка-Исар, замок XIII в., занимал вершину горы Крестовой. Плоскость скального массива, где располагалось укрепление, пересечена разломами и почти со всех сторон окружена обрывами высотой 70-80 м. Крепостные стены толщиной до 2 м и общей протяжённостью около 600 м окружали площадь в 2,5 га. Внутри крепость была застроена небольшими домами; имелась церковь. Крепость, видимо, контролировала дороги через перевалы Симеиз-Богаз, Копек-Богаз и Кучук-Богаз, являясь одним из крупнейших военных объектов в этих местах.
     Но сейчас о былом могуществе мало что напоминает. Теперь здесь чудесное место для неспешных прогулок по замечательному лесу с прекрасными видами. Сколько всего интересного на этой небольшой, в общем-то, вершине! А какие тут ароматы! Какие причудливые растительность и ландшафты, какое разнообразие форм и красок! Расщелины, белые камни, скальные стенки, пещеры… Белые камни в рыжей хвое под соснами. А над всем этим — тёмно-синяя морская гладь! И Ай-Петри наверху, над сосновой зеленью. Красота — глаз не оторвать! Правда, на сей раз место не показалось нам тихим — ветер тут был ой какой нешуточный, а уж на самой вершине — и вовсе норовящий сбить с ног и унести в пропасть. Вот и вагончики канатки над зеленью леса висят неподвижно. Не из-за этого ли ветра?..
     Но шквальным порывам не удалось оттолкнуть нас от красивых видов. Сегодня всё было ярче, чем семь лет назад — и горы, и небо … А вдали — линии побережья, море изумрудное у берега, синее, потом фиолетовыми отливами… Белые кристаллики домов у моря…
     Мы спустились в расщелину под защиту каменной стены. Тут сразу — всё по-другому, безветрие, солнечная теплынь. Наша знакомая, давняя стоянка на обед. Тут валялась когда-то, отдыхая, Юлька. Уютно, красиво, загляденье! Самое то перекусить.
    Но сперва надо вспомнить, где спрятан взятый в прошлый раз тайничок, и проверить его. Координат с собой нет, интернета тут, как и связи, почти что нет. Но память осталась. Покружил по расщелине. Вот он, вспомнили! Тайник — под корнями на каменной стенке! А под контейнером — сколопендра…
    Пока ворочали камни в попытках присесть поудобней, обнаружили, что тут под каждым камнем — сколопендровый рай. Ну и ладно! Камни вернули по местам, уселись на солнышке. И очень славно отобедали. Пора двигаться дальше!
     Спустились немного по тропке — зависая каждую минуту с камерами, уж больно хорош тут каждый уголок! Вышли на каменную ступеньку горы под вершиной. До чего славные пейзажи, прямо просятся на холст!
     Налюбовались, нафотографировались — и вышли на грунтовую дорогу посреди соснового леса. Дорога вела вдоль русла реки Хаста-Баш, к её истоку, где нас ждал третий на сегодня геокэшерский тайник.

Неприятным сюрпризом стало, что дорогу в конце концов преградили ворота, увитые колючей проволокой. Водоохранная зона! Неудивительно, впрочем. Весной, когда на яйле тает снег, Хаста-Баш бурлит и клокочет. Более 2000 литров воды ежесекундно выплёскивается на поверхность и несётся вниз, образуя пенную бурную реку. Таких крупных источников в Крыму единицы: Карасу-Баши, Аянский, Скельский, Массандровские источники и Хаста-Баш. Вместе они дают 80 % общего подземного стока Крыма!
     В «Книге рекордов Крыма» Хаста-Баш назван самым парадоксальным водотоком полуострова. Дело в том, что многоводность любой реки зависит от количества выпадающих в данной местности осадков и площади, с которой река собирает воды. Это соотношение выражается так называемым модулем стока. Так вот — площадь водосбора Хаста-Баш всего лишь 1,6 км2, количество осадков не велико — 600 мм в год. А модуль стока — 767 л/с на км2. Подобный результат претендует чуть ли не на мировой рекорд, превышая показатели крупных рек экваториальных регионов, где ливни хлещут ежедневно. Проще говоря, по реке течет намного больше воды, чем должно. Но это площадь наземного водосбора невелика, а вот подземного — огромна! Это вся Ай-Петринская котловина. Районы пещер Каскадная, Ялтинская, Трёхглазка, Геофизическая — область питания источника Хаста-Баш.
     Если посмотреть на Крымские горы в разрезе, то увидели бы, что они сплошь пронизаны системой вертикальных и горизонтальных ходов. По трещинам дождевые воды попадают внутрь известнякового массива. Глубоко внизу они скапливаются, образуя водоносный горизонт из отдельных, но взаимосвязанных бассейнов. «Подземный водопровод» включает звенья самого разного размера, от незначительных трещин до огромных колодцев и галерей. Основной артерией, питающей Хаста-Баш, является пещера Каскадная — глубочайшая полость на Ай-Петри, и одна из самых глубоких в Крыму. Она уходит под землю четырьмя, расположенными почти друг над другом, вертикальными колодцами: 70, 42, 74 и 17 м. Ниже начинается длинная наклонная галерея. Это впечатляющее подземное сооружение имеет общую глубину 400 м и протяжённость 1,5 км.
     Хаста-Баш подвержен значительным сезонным колебаниям. Его средний годовой расход — 223 литра в секунду. Весной количество вытекающей воды возрастает до 2300 л. Но заканчивается пора снеготаяния, и пышущая силой река превращается в жалкий унылый ручеёк. В летнюю засуху его расход не превышает 12 литров в секунду (источник). А вот к осени исток, похоже, и вовсе может пересохнуть. По крайней мере, мы в реке воды не обнаружили. Но надо всё же добраться до истока — а вдруг хоть там журчит. Мы прошлись по лесу вдоль колючки — и поняли, что и исток, и искомый тайник — внутри. Что ж, тогда ныряем под колючую проволоку!

Повозившись над заданием автора тайника и поломав головы, сверяя ориентирные деревья с фотографиями, мы взяли-таки кэш — прямо над самым истоком! Истока, впрочем, как не бывало. Никаких тебе бурных водопадиков и пенных струй реки — как на фото в интернете. Но само место — волшебное! Зачарованный лес… Русло из камней заросло ярко-зелёным мхом — прямо царство троллей! Низкое уже солнышко зажигало мох ярким сиянием. Мы ловили мимолётные всплески света — а они стремительно таяли. Надо было пускаться в обратный путь.
     И всё-таки — до чего хорош здесь лес! Мхи, лианы-вьюнки тёмно-зелёным ковром, гирляндами… Могучие деревья, огромные замшелые камни… Восхитительная дремучесть! Лес, устланный хвоей, светился перламутром стволов и ало-рыжими всполохами скумпий. Вокруг мерцал какой-то приглушённый, будто растворённый в воздухе свет. Над вершинами деревьев нет-нет да и вспыхивали позолоченные вечерним солнцем зубцы Ай-Петри и скальные стены плато. Уходить категорически не хотелось. Тем более, спуск к трассе представлялся прямым и скоростным. Поэтому мы, увлёкшись, пошли по дороге, но не вниз, а вверх — в гору. Жаль, но, судя по карте, никаких смотровых полянок, которые позволили бы вблизи взглянуть на могучую стену Ай-Петри, в лесу не намечалось. Но по крайней мере — мы попытались. Тропа на подъём упёрлась в резко уходящий вверх склон.
     Мы вспомнили о своём давнишнем обещании не штурмовать здесь гору и повернули назад. Лес всё ещё светился кое-где мерцающим, тревожащим душу светом. И один раз в просвете меж сосновых вершин мы увидели Ай-Петри — в непривычном ракурсе, сбоку, будто бы всего с одним зубцом. И одинокий вагончик спал, зависнув у самого подъёма. А прежде нам отчего-то казалось, что вагончики ночуют внутри станций… И показалось почему-то, что это немножко несправедливо и неуютно — оставлять их после трудового дня висеть вот так над лесом, на ветру…
     Как-то очень быстро крутой дорожкой мы вышли на трассу. Догорали последние лучи солнца на Ай-Петри. Небо сияло оранжевым и розовым. Мы пересекли дорогу, и по лесной грунтовке вышли в Алупку. Её улочки были извилисты и колоритны. Над морем сгустились свинцово-синие тучи, очень красивые в сумерках. Спуски крутыми бездорожьями, лестницы, повороты… Манящие ракурсы, чудный сумеречный свет… Вот и асфальтовая дорога, и остановка. Пара минут ожидания, и — повезло! Маршрутка до Симеиза, пусть и стоя — зато быстро!
     Бесконечными туннелями меж каменных стен, уже в темноте, крутые виражи в свете фар. Вот и знакомая площадь! На минутку — в магазинчик, купить вина — и вверх по знакомой лесенке. Серая кошка прямо у кошачьего силуэта, нарисованного на стене. Чёрный котёнок — комочком на краю лестницы. Ещё пара пролётов — и вот мы дома, у нашей калитки!
Симеиз. 17 октября 2016 г.

Tags: Алупка, Крым, Осенний марафон, горы, осень

• Фарфоровая

Удивительно, но я думал, что делал этот пост совсем недавно, ну может лет пять назад максимум — но не десять! Итого получается…

• Опять пора менять шубки

В прошлую субботу нам с мамой наконец-то удалось погулять в парке. Всю зиму в силу возраста и вследствие так называемой «барической…

• И снова 2012 — ЖЖ дарит красивые воспоминания!

И снова 2012! День в день, и почти час в час. И цифры одинаковые: 2012/2021! Много из того года приятного приходит. Вот, как этот пост.…