Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Categories:

Эрмитаж. Лабиринты Генштаба

     В первый четверг месяца в Эрмитаж пускают бесплатно. Будучи в Петербурге в первую неделю августа, мы не могли упустить такой шанс, особенно учитывая не самые гуманные цены на билеты. Правда, добравшись до Дворцовой, мы сразу сообразили, что Зимний нам сегодня снова не взять — очередь, огибая Адмиралтейский столп, уходила куда-то в город… Помнится, холодной осенью 2008 г. мы той же компанией с час простояли во внутреннем дворике Зимнего дворца, зверски замёрзли, но внутрь так и не попали. Но на сей раз нам всё-таки повезло прикоснуться к прекрасному. А всё потому, что Юля разведала, что в новых залах Эрмитажа, открывшихся недавно в здании бывшего Генштаба, проходит временная выставка искусства эпохи модерна из коллекции музея. Так что мы сразу устремились ко входу, про который прочие туристы, похоже, не знали вообще. Внутри было безлюдно и просторно. Мы получили бесплатные билеты и нырнули в какое-то абсолютно нереальное подпространство!

     Государственный Эрмитаж с декабря 2014 года последовательно открывает экспозиции в здании Главного штаба. Поэтапно здесь будет создан музей европейского искусства XIX — ХХ веков. Такого значительного изменения в структуре и расположении коллекций Эрмитажа не было на протяжении более чем полувека.
     Представленная в трёх залах Главного штаба экспозиция призвана познакомить зрителя с прикладным искусством и графикой европейских мастеров, работавших в конце XIX — начале XX века. Этот период связан с появлением нового большого художественного стиля. В каждой стране его называют по-своему. В России это модерн, во Франции — ар-нуво, в Германии — югендштиль, в Австрии и Чехии — сецессион, в Италии — либерти... Несмотря на разницу в названиях, речь идет о едином явлении, основанном на общности пластического языка и близости художественных приёмов, использовавшихся мастерами различных национальных школ.
     Впервые модерн заявил о себе на Всемирной выставке в Париже 1889 года. На формирование нового направления влияло множество различных факторов, вплоть до заметного воздействия японского искусства, ставшего более доступным для европейцев с конца 1860-х годов. Как и мастера Дальнего Востока, художники модерна в первую очередь обращались к природе. Широко использовались стилизованные растительные мотивы. Огромная роль в искусстве этой эпохи отводилась орнаменту, не просто заполнявшему поверхность предмета, но и ставшему важным компонентом формообразования. Визитной карточкой стиля считается своеобразный орнамент, в основе которого лежат упругие текучие линии, напоминающие волну. Наряду с флоральными мотивами любимыми становятся женские образы, олицетворяющие всё ту же стихию природы. Они встречаются на плакатах, создававшихся такими мастерами, как Анри Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Эжен Грассе. Женские фигуры включаются в орнаментальные композиции, появляются в фарфоровой пластике, в виде маскаронов украшают фасады зданий.

Поль Рансон. Тигр в джунглях. 1893 г.

     Эпоха модерна закончилась в 1914 году, с началом Первой мировой воины. Эстетические принципы этого стиля в последующие годы не всегда вызывали понимание, но многие идеи, предложенные на рубеже XIX и ХХ веков, легли в основу современного искусства.
     После выставки искусства эпохи модерна на нашем пути попадались всё новые и новые временные выставки: то подарки царской семье, то вдруг уникальная римская мозаика…

Слоновые бивни. Сиам. Бангкок. Конец XIX в.

     Вы, кстати, знали, что термин «мозаика» происходит от латинского слова musaicum «произведение, посвященное музам»?. В садах Древнего Рима музам, покровительницам искусств и наук, посвящались гроты. Их стены и пол украшались орнаментами, сложенными из небольших кубиков цветного камня, смальты и керамики на поверхности, предварительно покрытой связующим раствором.
     Техника мозаики была широко распространена ещё в эпоху расцвета шумерских городов в 3-м тысячелетии до н. э. и в Древнем Египте. Первые сюжетные мозаики на территории Древней Греции относятся к IV веку до н. э. Они составлялись из небольших черных и белых камней различной формы. Чаще всего для создания произведения мозаичисты использовали обкатанную речную или морскую гальку, такая мозаичная техника называется opus barbaricum, что в переводе с латинского языка означает «произведение, выполненное в варварской технике».
     В эпоху эллинизма в III веке до н. э. техника создания мозаики претерпела изменения. Гальку заменили искусно обработанные разноцветные кубики (тессеры) из различных пород камня и цветного стекла (смальты). Разнообразие цветовой гаммы и обилие форм материала позволяли мастерам превращать мозаичные композиции в настоящие каменные картины с пластичными фигурами на фоне живописных пейзажей. Мозаичные панно выполнялись в технике opus tesselatum (произведение, выполненное из колотых кубиков) и её производной с более мелким модулем тессер — opus vermiculatum (произведение, выполненное из мелкомодульных «червеобразных» кубиков). Иногда для создания одного произведения мастера использовали комбинацию этих техник.
     Знакомство римлян с греческой мозаикой начинается со II века до н. э., когда Греция попадает под влияние Рима. Мозаичное искусство стало особенно активно развиваться в период победоносных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа (I век до н. э. — I век н. э.). В это время в Рим свозятся огромные богатства с завоёванных территорий. Традиция украшать мозаикой интерьеры общественных зданий, терм, дворцов и частных домовладений (вилл) получила широкое распространение. Позднее традиции мозаичного искусства нашли продолжение и в византийском искусстве. Мозаика оказалась тесно связана с новой христианской религией. Многоцветные монументальные панно украшали величественные храмы, воздвигнутые новыми правителями в ознаменование победы над язычеством…

В.В.Кандинский. Зима. 1909 г.

     В громадных залах между лабиринтами канцелярских коридоров были представлены какие-то гигантские инсталяции, до которых мы, похоже, не доросли. Зато тёмные коридоры скромно, и как-то обидно не удостоенная отдельных залов украшала живопись Кандинского. Хотя, помнится, на третьем этаже Зимнего Кандинский тоже висел в коридорах, да у лестницы. Впрочем, один зал в новых помещениях художнику всё-таки выделили — и это прекрасно!

В.В.Кандинский. Вид Мурнау. 1908 г.


В.В.Кандинский. Пейзаж. 1913 г.

     Потом неожиданно последовала череда залов с западноевропейским искусством середины XIX века. Обычно картины этого периода оставляли нас равнодушными, но сейчас кое-что попало в фотоколлекцию — отчасти из-за того, что помнится по знакомой с детства книжке (с черно-белыми! репродукциями) о коллекции Эрмитажа.

Карл фон Штейбен. Портрет графини Д'Аш. 1844 г.


Карл фон Штейбен. Портрет г-жи Бенардаки. 1844 г.

Фердинанд Руабе. Одалиска. 1880-е. Из собрания Александра III

Жан-Леон Жером. Бассейн в гареме. 1875 г. Из собрания Александра III
История похищения картины и её возвращения в Эрмитаж



Гюстав Доре. Ущелье в горах. 1878 г.


Жан-Луи Эрнест Мейссонье. Карл Великий, император франков.

     Но особенно поразила серия портретов самых знатных и могущественных дам былой России кисти Франца Ксавьера Винтерхальтера. Какие лица! Какая сила! Не оторваться от портретов…

Франц Ксавьер Винтерхальтер. Великая княгиня Елена Павловна. 1862 г.


Франц Ксавьер Винтерхальтер. Княгиня Т.А.Юсупова. 1858 г.


Франц Ксавьер Винтерхальтер. Княгиня О.Э.Шувалова. 1858 г.


Франц Ксавьер Винтерхальтер. Графиня В.А.Мусина-Пушкина.


Франц Ксавьер Винтерхальтер. Императрица Мария Александровна. 1857 г.


Камилл Жозеф Этьенн Рокплан. Девушка с цветами. 1843 г.


Франсуа Фламенг. Купание придворных дам в XVIII веке. 1888 г. Из собрания Александра III



Франсуа Фламенг. Приём в Компьене в 1810 г. 1894 г.


    
    

Жорж Беккер. Торжественная встреча Николая II в Париже. 1897 г.
Увеличить и рассмотреть

    
    
     Портрет Бисмарка кисти Франца фон Ленбаха безумно напомнил нам нашего друга Юру — тот, кстати (или не кстати), принимал участие в боевых действиях. Невольно вспомнишь: «Вот так начнёшь изучать фамильные портреты…»
    
Франц фон Ленбах. Портрет Мариан, дочери художника.



Густав де Ионге. Переменчивая погода. 1862 г.


Густав де Ионге. После прогулки


Альфред Стевенс. Чтение письма


Андреас Леонард (Андрей Адамович) Роллер. Пейзаж с мостом и замком. 1843 г.


Герман Антон Штильке. Жанна д'Арк. 1843 г.


Кара Ротман. Пейзаж Авлиды


Хендрик Фогд. Вид Рима из окна. 1809 г.


Иоганн Христиан Рейнхарт. Идеальный ландшафт. 1810 г.

     Совершенно неожиданно, и ко всеобщей радости, мы добрались до залов, где теперь размещается коллекция С. Щукина и братьев Морозовых. Вот это был настоящий праздник. Ради этих полотен, будучи на пару дней в Питере, Андрей в школе-институте бежал на третий этаж Зимнего! Теперь их отделили в отдельный корпус — и пусть это не все импрессионисты из старой экспозиции, но всё равно радостно, что теперь к ним можно попасть без этой ужасной очереди! В июне 2015 года открыта вторая часть Галереи памяти С. Щукина и братьев Морозовых, которая предложила в новых залах размещение знаменитого собрания полотен Матисса, Пикассо и их современников.

Анри Матисс. Молодая женщина в синей блузке (Портрет Л.Н.Делекторской). 1939 г.


Анри Матисс. Семейный портрет. 1911 г.


Анри Матисс. Букет цветов. Каллы. 1912 г.


Анри Матисс. Музыка. 1910 г.


Анри Матисс. Портрет жены художника. 1913 г.


Анри Матисс. Танец. 1910 г.


Анри Матисс. Фрукты, цветы, панно "Танец"


Анри Матисс. Игра в шары. 1908 г.


Анри Матисс. Арабская кофейня. 1913 г.


Анри Матисс. Разговор. 1909-1912 гг.


Анри Матисс. Натюрморт с голубой скатертью. 1909 г.


Анри Матисс. Красная комната (Гармония в красном). 1908 г.



Жан Жовено. Натюрморт с зеркалом. 1912 г.


Андре Дерен. Скалы. 1912 г.


Андре Дерен. Пейзаж с лодкой у берега (Карьер-Сен-Дени). 1914 г.


Андре Дерен. Мартиг (Гавань в Провансе). 1913 г.


Андре Дерен. Дорога среди гор. 1907 г.


Андре Дерен. Порт


Морис Вламник. Городок на берегу Сены. 1909 г.


Морис Вламник. Вид на Сену. 1906 г.



Пабло Пикассо. Женщина с мандолиной


Пабло Пикассо. Гитара и скрипка. 1912 г.


Пабло Пикассо. Столик в кафе (Бутылка перно). 1912 г.


Пабло Пикассо. Портрет молодой женщины. 1903 г.


Пабло Пикассо. Свидание (Сёстры)


Пабло Пикассо. Любительница абсента. 1901 г.


Пабло Пикассо. Дружба. 1908 г.


Пабло Пикассо. Женщина с веером. 1908 г.


     В результате все оказались крайне довольны походом по лабиринтам новых залов Эрмитажа: Юля посмотрела модерн, Андрей своего любимого Матисса, а Лене как живописцу вообще всё интересно…

Анри Матисс. Подсолнечники в вазе. 1898 г.


Анри Матисс. Вид Коллиура. 1905 г.


Анри Матисс. Дама на террсасе. 1907 г.

     Уходя с Дворцовой, нырнули в дворик-другой. Посмотрели на знаменитые питерские «колодцы». А потом через станцию «Адмиралтейство» отправились на встречу с нашей подругой, временно проживающей в Питере — в парк на Елагин остров…

Санкт-Петербург. 6 августа 2015 г.




Tags: Санкт-Петербург, Эрмитаж, выставка, живопись
Subscribe

Posts from This Journal “Санкт-Петербург” Tag

  • Питер без дождя не отпустил... Летний сад и мозаики

    Финальный день питерских миниканикул начался со сбора вещей, чтобы освободить комнату, а вечером просто забрать сумки из камеры…

  • Из Голландии к Василию на остров

    Посетив с утра улицу Джона Леннона и приобщившись к современному искусству на Пушкинской 10, побродив часок среди хромированного…

  • St.Peterburg Harley Days '2015

    Посещение «Пушкинской, 10» было для нас в этот день только началом приключений. Планов впереди было громадьё. Накануне внимательная…

  • В гостях у Барти

    Августу свойственно ассоциироваться у нас с Питером. Как-то так повелось… Сдав вступительные экзамены в Политех, Андрей после школы…

  • Лабиринт отражений

    В 2015 году, когда мы в прошлый раз гостили в Санкт-Петербурге, исполнилось пять лет со дня открытия единственного в городе на Неве…

  • Павловск. Территория белки

    Пару лет назад нам удалось вырваться на целых пять солнечных августовских дней в Северную столицу. Так получилось, что раньше мы там…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments