Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Канака. Последнее ущелье

Напоследок — в прощальный наш полный день крымского отпуска — Лена решила ещё разок пройтись с красками и холстом по виноградникам. На сей раз утро выдалось солнечным и не надо было опасливо ёжиться, вслушиваясь в далёкие перекаты грома… Ясная погодка, однако, сулила живописцу иные сложности. Солнце уже поутру припекало не на шутку, и попытки спрятаться в тень тополей были лишь временной отсрочкой неизбежного. Спасительная тень быстро меняла положение, уползая вслед за солнцем — а Лена, привязанная к выбранному ракурсу, следовать за ней никак не могла. Так что солнечную дорогу меж виноградников она дописывала уже в весьма прожаренном состоянии. И, не слишком-то довольная собой, вскоре засобиралась в обратный путь. Благо, точку для своих упражнений она на сей раз выбрала куда более близкую — у самого краешка посёлка…

На послеобеденное время у нас была запланирован приморский моцион. Вода в море понемногу начинала прогреваться, так что мы собирались и покупаться, и пройтись вдоль берега. Уже знакомые по позавчерашнему вечернему променаду места должны были сделаться сегодня только началом нашего путешествия. Нас манил поворот за «слоёной» скалой, у которого застал нас закат. Где-то там, за дикими пляжами, таилась Канака — заповедное ущелье, крохи информации о котором Андрей выудил из Интернета после той памятной прогулки. Экологическая тропа через заповедное ущелье с эндемичной флорой и фауной представлялась вполне достойной целью для дальнего путешествия. И мы отправились странствовать вдоль побережья…
     Мы шли просторными бухтами — то ровными, то засыпанными живописными камнями в линии прибоя. Справа от нас было море, слева — глинистые слоны горы. Берег изобиловал камнями всех форм, размеров и цветов, и Лена увлечённо разглядывала минералы, попутно норовя заполучить фотофактур для грядущих дизайнерских изысков.
     Дорога здесь была только одна — вдоль пляжа. Изредка крутой склон слева прерывался распадками, промытыми дождевыми потоками. Глубокие складки в глинистом боке горы лишь на первый взгляд могли показаться тропами, да мы и не собирались никуда сворачивать. Мы любовались линией прибоя, плещущейся меж камней прозрачной морской водой, бликами солнца в волнах — но попытки найти здесь местечко для купания особенных успехов не принесли. Вход в воду повсюду был каменистым, а вода — недостаточно тёплой, чтобы вползать в неё на пузе. Лишь одна бухточка, примеченная ещё накануне, пленила нас своим уютом, и мы немного побултыхались и посидели на бережке, прихлёбывая под шелест волн заблаговременно охлаждённое полусладкое. И далеко не сразу заметили неподалёку дремлющего на солнце соседа нудистского вида. Нам же засиживаться было некогда — солнце понемногу опускалось всё ниже и ниже над горизонтом. И мир вокруг делался всё красивее.
     Впереди, ярко освещённый, светлел мыс — некогда далёкий, а теперь заметно приблизившийся. Мы были на пляже одни — сколько хватало взгляда. И ощущение этого одиночества и какой-то заповедности приятно щекотало нервы. Где-то впереди должны были быть санатории над морем, но покуда их не было видно за скалами. Были только пляж, море и небо… И чайки! Сколько тут было чаек! Они поминутно взлетали с берега заполошной стаей, и тогда ярко-голубое небо густо вспыхивало белоснежными росчерками их крыльев…

А потом мы увидели цаплю! Она стояла на камне за полосой прибоя — длинная, ссутулившаяся и печальная. Или, может быть, просто задумчивая. Чайки носились вокруг со скандальными криками, а цапля стояла словно памятник, старательно игнорируя царивший над морем переполох… И мы принялись подкрадываться, чтобы разглядеть это чудо поближе, да желательно ещё и запортретировать… Так и крались с камерами наперевес, маленькими шажочками, стараясь, чтобы потише шуршала под ногами галька. Мы подобрались к цапле совсем близко — и тогда она взлетела, медленно и тяжело взмахнув крыльями, и полетела широким кругом над морем, сперва от берега к горизонту, а потом вправо, а чайки носились заполошными стремительными тенями и всё орали.

Мы обошли очередную скалу — и сразу увидели санаторий. Он был близко, и мы даже разглядели нескольких лежавших на пляже человечков… В очередной раз взлетели вспугнутые чайки. Где-то совсем рядом должно быть начало экологической тропы в ущелье. И в самом деле — бок горы слева вдруг раздвинулся извилистым разломом. Несколько шагов по камням вверх. Вот мы и в Канаке…
     И сразу, будто обрубленный, исчез шум волн. Мы удивлённо глядели, как в широком проёме между камней беззвучно плещется синее вечернее море. И так же, в тишине, вдруг прошла мимо по берегу женщина. Слева направо — возникла из-за скалы и за скалой исчезла. Даже жутко немного сделалось, словно у входа в не успевший закрыться портал между мирами… Побережье осталось по ту сторону, мы ещё видели его, но уже не слышали, будто осталась только картинка на экране монитора… Вокруг был теперь новый мир. Безветренный, беззвучный, жаркий. Полный странных и манящих запахов каких-то незнакомых растений… Почему-то возникло вдруг чувство, что мы вломились куда-то без спроса, шевельнулось в груди что-то насторожённое.
     Мы входили в заповедное ущелье, уводящее извилисто вверх, всё выше и выше. И идти отчего-то хотелось потише, на цыпочках. Будто здесь можно было что-то вспугнуть, потревожить, разрушить ненароком какую-то хрупкую грань… Мы чувствовали себя первооткрывателями. Странные растения росли среди камней, над погружённым в коричневую тень ущельем вспыхивали золотом блики солнца на высоких скалах. Расступались вдоль тропы молчаливые, недвижные багряными листочками скумпии. Каменные ступени круто карабкались вверх, вместе с нами взлезали по высоким склонам цветы на могучих корнях-цеплялках, на тропе ювелирными звёздочками мерцали опушённые семечки какого-то чудо-растения. И по-прежнему — безветрие, плотная тень, беззвучие — только шелест наших собственных шагов. Чудное место, самое что ни на есть заповедное…

Однако время убегало, а крутая тропа всё стремилась вверх. Где-то далеко, после подъёма почти что к самой вершине горы Янтуру, многих и многих поворотов и изгибов, она должна спуститься со склона в балку к санаторию. Но в подступающих сумерках мы поленились проделать этот путь, и пока не село солнышко, вернулись назад той же тропой…

И снова видение беззвучного моря меж скал странным образом подействовало на нас. Мы вышли на пляж, и вернулись звуки, и ветер, и запах морской воды. И обернулись назад со странным чувством. Зачарованное ущелье Канака по-прежнему было воротами в параллельный мир. Это прямо-таки читалось в извилистой щели над глинистой осыпью… Мы присели у воды на камешки, не желая вот так сразу уйти. И перекусили, глядя, как светится так и не приблизившийся к нам вплотную мыс за санаторием. Здесь, на нашем пляже, уже легла вечерняя тень, а там всё ещё было солнце, и тёплый предзакатный свет, и радостные, щедрые краски. Вечер был очень красив. И мы ещё немного полюбовались берегами, подарившими нам такую славную прогулку. А потом пустились в обратный путь.
     Канака, с её извилистой крутой тропой-туннелем меж отвесных скал, осталась для нас недооткрытой — и хорошо, пожалуй. Приятно оставить себе кусочек новизны на будущее. Значит, будет зачем вернуться! А пока — мы шли дикими пляжами назад, к Рыбачьему. Завершалось наше весеннее крымское путешествие. Назавтра нам предстоял отъезд — но только вечером! И Лена уже планировала, что завтра успеет понежиться на солнышке, и покупаться вволю на прощание. И этим планам суждено было сбыться — море подарило резко потеплевшую воду, в которой так приятно было поплавать на прощанье, лениво разглядывая залитый солнцем берег… Теперь же над берегом начинали синеть сумерки. И странным открытием оказалась музыка, вовсю лившаяся из дверей кафе на набережной. Громкий шансон дотянулся своими лапами и до нашего дворика — вот когда случилось поверить, что мы и впрямь жили совсем на морском берегу! Это вместе с теплом и комфортным для купания морем приходил наконец в Рыбачье курортный сезон.