Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Осень в Монтенегро. День восьмой. Котор

После путешествия в далёкий Дурмитор мы устроили себе небольшой перерыв в разъездах по Черногории. Решили просто побродить по Старому Котору, расслабиться и всласть полюбоваться его улочками. К тому же — всё ещё оставалась недоисследованной крепостная стена вдоль набережной, по которой мы только немного прогулялись в самый первый день. А также в давних планах значился ещё маршрут, начинающийся почти от нашего дома — всего в паре сотен метров, от мостика через речку — вверх по тропе, по которой можно подняться хоть до самой вершины Штировника! Но большинство продуманных туристов и местных используют её для подъёма к замку Которской крепости, минуя платный вход на тропу Свифтбека и её 1350 ступеней. Мы подумывали проделать этот путь во второй половине дня, чтобы застать наверху красивый предзакатный свет. Но судьба уготовила нам сегодня немного другой маршрут…

Утренний город был довольно пасмурным. Вчерашние тучи улетали неохотно. Что, впрочем, не помешало Лене отправиться на поиски сюжета для зарисовок. Вооружившись пастелью и альбомом, она вышла на площадь у фонтана. И, не долго думая, уселась прямо на мостовую — рисовать фактурный домик с «кошачьм» сувенирным магазином. Оказалось, что в этом многолюдье рисовать вполне комфортно! Туристический люд дефилировал мимо, не слишком-то интересуясь сидящим на земле художником, что было весьма кстати. Однажды только проходивший мимо мужчина заглянул в альбом и по-английски похвалил рисунок…

Кошачья тема, разумеется, не могла не получить продолжения. Тем более что сидела Лена прямо в эпицентре обитания местного «прайда». Коты и кошки бродили вокруг, любопытствуя, а один рыжий котёнок в конце концов принялся играть с Лениной кроссовкой, явно намереваясь развязать на ней шнурок, а то и вовсе вытащить и унести с собой. И от общительного рыжика пришлось довольно активно отпихиваться, когда его коготки легко проникали сквозь тонкую сетку кроссовок.
     Рисование увлекало, и Лена вспомнила о времени, только когда зазвенел колокол храма. Приближался полдень, когда, покончив с хозяйственными хлопотами, к прогулке должен был присоединиться Андрей. Пора было собирать раскиданную по мостовой пастель — и отправляться в новое путешествие по городу… Но остановиться было трудно, и пришлось Андрею с полчасика побродить по закоулкам Котора в одиночестве.

Перед продолжением странствий мы решили забежать домой попить чайку с буреками — благо, жильё наше находилось всего «в паре прыжков» от «кошачьей» площади. А после обеда нам захотелось сделать небольшой крюк и разведать куда поднимается наша улица. Разведка наша, впрочем, закончилась довольно быстро. Улица, ведущая вверх, несколькими витками выше завела нас в тупик. Мы немного потыкались по лесенкам, ведущим в чужие дворы, пообщались с местными кошками, бродившими по диким газонам — и начали спуск к морю.
     Дворы за заборами были украшены тяжёлыми гроздьями созревающих мандаринов — уже почти спелых, оранжевых с зелёными бочками. Ветви свешивались на улицу, и мы, не устояв перед соблазном, стащили один мандарин. Он оказался вкусным, несмотря на некоторую зеленоватость. Мы жевали сочные кисло-сладкие ломтики, и шагали по крутой улочке вниз, где нас ждала знакомая бухта с причалом и пляжем. Здесь в день нашего приезда мы любовались купальщицами и красным катером, изображающим подлодку…
     Совершив небольшой крюк по Котору, мы вновь оказались внутри Старого города и устремились на его внешнюю стену. Тем более, что наконец-то начало проглядывать солнышко. И к моменту, когда мы поднялись по лестнице на стену, в мире воцарилась красота из смеси солнца и облаков. Дома и море заиграли яркими красками, засверкали светлые стены и зелёная вода, а суда у причалов сделались ослепительно-белыми. И мы, счастливые открывающимися оптимистичными видами, шли и шли по стене, фотографируя на все стороны света.
     Прогулка получалась чудесной! Правда, один из участков стены после вчерашнего дождя преподнёс сюрприз — в виде необходибельной, глубокой и бесконечно длинной лужи. Она разливалась от стены здания слева до стены с колоннами — справа, и тянулась далеко вперёд. Андрей хладнокровно перешёл лужу вброд — а Лена, не желая тонуть в негерметичных кроссовках, исполнила опасный манёвр по краешку стены над набережной. Это было жутковато, но всё обошлось, и дальнейший путь проходил беспрепятственно. Слева открывались «виды» на дворы, а иногда в щели между стенами можно было увидеть знакомые площади и улочки. И было очень интересно заглядывать в эти увенчанные разноуровневыми оранжевыми крышами лабиринты с нового ракурса.
     А над городом и бухтой высились уже полюбившиеся волшебные горы в мозаике солнечного света и теней, и нарядное небо подставляло нашим объективам то одно облачко, то другое. Мы приближались к Южным воротам, и по мере приближения всё камернее делался мир вокруг. Мы шли сперва мимо чьих-то калиток с двориками, выходящих на стену, а потом — и вовсе уже через чьи-то территории, с лавочками и стульчиками… По счастью, хозяев не было видно, а то неловко было бы их тревожить… Путь наш закончился ограждением, перегораживавшим проход через стену. Правда, весьма условным. Как видно, это было сделано, чтобы туристы, поднимающиеся от Южных ворот, не забредали к местным жителям во дворы. Мы же вышли на общедоступную территорию, где, конечно, уже толпились разноязыкие люди с фотоаппаратами. И полюбовались вместе с ними видами, открывающимися от Южных ворот, увенчанных сверху остатками башен…
     Стена, делающая в этом месте поворот влево, начинала призывный подъём. Но шёл он через какую-то полузаброшку, заваленную чьими-то вещами. И проход вдоль стены был явно умышленно заложен камнями и ветками. Поглазев ещё немного на окрестности, мы спустились вниз, на знакомую улицу к знакомой лестнице у казарм ветеранов.
     Тут-то судьба и дёрнула Лену за хвост. И, как всегда в подобных случаях, Лена с готовностью отозвалась на её негласный призыв. Эта самая лестница, мимо которой мы обычно пробегаем, мимолётом полюбовавшись на обязательных дежурных кошек, настойчиво поманила нас вверх. И теперь, когда накануне мы отправили домой открытку с видом этой самой лестницы и этих самых стен, нам захотелось непременно подняться наверх и сунуть нос за стену казарменного здания. И, хотя Андрей уверял, что никакого прохода там нет, разве что для кошек, мы всё-таки пошли вверх…