Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Заповедный Дилижан

Утро выдалось пасмурным. Мы смотрели в окно, слушали пугающие завывания ветра и видели, как мечутся под порывами ветра лапы сосен на склоне. Горы, заполнявшие собой все необъятные окна первой комнаты нашего номера, были суровы. И мы, вернувшись в номер после весьма обильного завтрака, малодушно чесали затылки — а не остаться ли на эти два дня тут, в этой уютной норке с видом? Такого, конечно, не могло произойти. Сегодня у нас были запланированы экскурсии в Национальный парк к монастырю Гошаванк (Нор-Гетик) и озеру Парз. Мы собирались в путь.

Таксист приехал за нами, как и было договорено. И вот мы уже едем по улице пасмурного Дилижана, незаметно переходящей в дорогу по зажатому меж склонами могучих гор ущелью. Виды за окнами мало радовали нас. Горы были бесцветными, серые небеса не предвещали чудес.
     Впрочем, приехав к монастырю, мы оживились. Он оказался красив и в эту пасмурную погоду. Свинцовые тучи только подчёркивали его строгость и величавость. Арка меж двух храмов выглядела окном с видом на синее горное пространство. А перед монастырём сидел, держа в руках весы на манер Фемиды, каменный монах в капюшоне, с ехидным, как нам показалось, выражением на суровом лице. Это, собственно, основатель монастыря — Мхитар Гош — мыслитель, литературный и общественный деятель, богослов и священник. «Американская энциклопедия» причисляет Гоша к одним из виднейших представителей армянского Возрождения, а британский учёный Д. Лэнгставит ставит его произведения в один ряд с баснями Эзопа и Лафонтена.
     Мхитар Гош  при содействии князя Иване Закаряна основал в 1188 году на месте разрушенного землетрясением монастыря Гетик новый монастырь — Нор-Гетик, что по-армянски означает Новый Гетик (по имени реки Гет, протекающей чуть ниже). После смерти Гоша в 1213 году монастырь стали называть также Гошаванк. В ту пору это был один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. В источниках он упоминается как семинария, университет и т. д…
     Комплекс монастыря состоит из нескольких церквей и гавита, плотно примыкающих друг к другу: церковь Аствацацин (1191—1196), церковь св. Григория (1208—1241), а также маленькая церковь Лусаворич (1237—1241), кроме того двухэтажное здание с книгохранилищем (до 1231) в первом этаже и храмом, увенчанным звонницей-ротондой, на втором (1241—1291), несколько часовен (в том числе Рипсимэ, 1208). На территории монастыря также можно увидеть разрушенный склеп Мхитара Гоша, кладбище и искусно сделанные хачкары. В 1957—1966 годах памятники Гошаванка были реставрированы. В 1972 году здесь был создан историко-архитектурный музей. Удивительно, но до сегодняшнего дня сохранились многие рукописи, написанные в Гошаванке!
     Мы полюбовались храмами, окрестными горами и часовенкой, чудесно смотрящейся на фоне прозрачного зимнего леса, покрывающего горы. Зашли во все церкви — одна нарядная, большая, с иконами и убранством, две другие меньше и аскетичней. В арке у двери, закопчённой дочерна, прямо к стене были прилеплены четыре горящие свечи. Зрелище было завораживающим — будто свечи проросли из стены и расцвели огоньками пламени… Четвёртый храм, самый старый, имел вход через деревянные резные двери прямо из арки. Внутри него квадратные колонны, широкие и закопчённые доверху, переходили кверху в арки, и тёмная аскетичность была во всём его виде…
     Когда мы вышли из монастыря, свинцовые синие тучи сгустились над горами, и на фоне этих туч охристого цвета здания монастыря выглядели ещё эффектнее.
     Вокруг монастыря, кроме сувенирных магазинов и кафе, расположились туристические ларьки, предлагающие гидов и туристическое оборудование для прогулок по Дилижанскому заповеднику. На праздники они почему-то не работали, но вызвали в нас чувство, что ехать на озеро Парз на такси, а не идти по горной тропе — немного неправильно. Тем более, что в паре километров от Гошаванка, в лесу, живописнейшем месте находится Гошалич (озеро Гоша). Но почему-то в эту пасмурную погоду идти в гору совсем не хотелось, и мы спустились к такси…
     За окнами плыли пасмурные, довольно унылые виды, и Лена вскоре начала клевать носом. Потом начался подъём по серпантину, и в распадках меж холмов появились чудесной красоты далёкие горы. Мы хотели попросить остановку с видом на них на обратном пути — но к тому времени горы затянуло дымкой, и их красота поблекла. Пока же мы всё ехали и ехали, и въехали в буковый лес. Склоны вокруг были укрыты опавшей листвой. Постепенно делалось всё заснеженнее, дорога стала обледенелой и невозможно скользкой. Не знаем, как цеплялась за эту дорогу машину, но когда мы из неё вышли — идти по ней было почти невозможно!
     А вышли мы, не доезжая до озера, потому что наш водитель — по имени Гор — остановил машину у деревянных ворот с изображениями оленей, и спросил, хотим ли мы их увидеть. Мы хотели.
     По неимоверно скользкой дороге Гор повёл нас в глубину леса. Там, за решёткой не слишком просторного вольера, мы и вправду увидели четверых оленей, лежащих посреди деревьев. Самец даже повернул к нам гордую голову, увенчанную причудливыми ветвистыми рогами… Но сфотографировать оленей было, конечно же, невозможно — решётка, ветви деревьев, да и далеко…
     Мы вернулись к машине и поехали дальше. Дорога становилась всё более обледенелой. Теперь она шла под горку, и Гор вёл очень осторожно, временами совсем останавливаясь. Мы спускались в просторную ложбину, где уже мелькало иногда между деревьев озеро. И мы убедились, что оно, к сожалению, замёрзло.
     Мы попросили Гора высадить нас у начала экологической тропы, не доезжая до стоянки, и пошли пешком через буковый лес. Не сказать чтобы прогулка получилась особенно зрелищной — но всё же она вышла весьма приятной. Тем более что Гор нас не торопил — гуляйте сколько хотите. Тропа прекрасно читалась, то и дело встречались маркеры и указатели. Вдоль неё попадались таблички на армянском и английском — с просьбами о финансовой помощи парку и с информацией о лесных обитателях. Из табличек мы узнали, что здесь обитает выдра — до 70 см длиной. Но, сколько мы ни звали, ни одна выдра из озера даже нос не показала! Над берегом возвышались вышки с натянутыми тросами через озеро — для желающих экстремально прокатиться. В замёрзшей воде виднелись круглые полыньи, окружённые концентрической изморосью. Наверное, это были лунки, проделанные выдрами… У берега вмёрзшие в лёд листья образовали нарядный узор — местами серебрившийся словно новогодние блёстки.
     Мы уютно расположились на брёвнышке у воды, дабы перекусить остатками обильного завтрака, которые Лена, как Царевна-лягушка, традиционно распихала по рукавам и карманам.
     Потом обогнули озеро, солнышко побаловало нас только разок-другой. Чуть подразнилось и снова скрылось в тучах. На берегу у стоянки вмерзали в лёд лодки и плот, на котором в тёплое время года катают по озеру посетителей… Гор ждал нас на стоянке у оконечности озера. Мы поехали назад.
     По дороге сделали остановку и сняли по паре кадров с видом на те самые горы – такие красивые при свете, а теперь выглядевшие тёмной стеной…
     Андрей не захотел продолжать прогулку — и поехал с Гором в хостел, где успел застать удивительное светопреставление. Сначала снегопад, потом солнце, потом и то, и другое!
     А Лена вышла в городе на перекрёстке у скульптуры знаменитой троицы из «Мимино». И пошла куда глаза глядят, ещё раз знакомясь с городом, имеющим статус национального парка. Зачем-то заглянула на автовокзал, затем свернула на верхнюю дорогу, по которой гуляли накануне. Пошёл снег, и Лена обрадовалась было, что сейчас всё покроется красотой — но снег закончился так же быстро как и начался. Зато внезапно начало проясняться небо!
     Лена нашла сокращёнку от перекрёстка прямо к воротам Старого города. Вышло солнышко, и светило уже до конца дня. По небу над горами летали тучи и облака, всё вокруг сделалось ярким, контрастным, радостным. Лена шла и шла. Шагалось легко и весело, она азартно фотографировала всё подряд: старые домики, дорогу, горы, небеса. Заходила в магазины, добыть еды на вечер. И исследовала ту часть Дилижана, до которой не дошла накануне с Андреем.
     Вид далёких заснеженных гор, всё время чем-то закрывавшихся, манил Лену, и она шагала всё дальше, в надежде увидеть наконец их во всей красе, без досадных помех. Вдоль дороги старые домики красиво освещались солнцем, и очень радовали взгляд резные деревянные остановки. На руины заброшенных домов Лена старалась не смотреть. Внизу под дорогой началось кладбище, раскинувшееся по склону. Закончились, и снова начались домики частного сектора. Солнце спустилось уже к самой границе с облаками, по небу летали очень живописные тучи. И как раз когда солнце уже совсем было вознамерилось опуститься в облачность, дорога разветвилась. Правая пошла вверх, а левая — вниз, впереди открылся огромный овраг. Над крышами домов, раскинувшихся по его краю, стал наконец виден желанный горный ландшафт.
     Тень уже успела накрыть часть гор, но всё равно Лена была довольна. Она ещё немного прошла вниз по дороге, повинуясь азарту фотосъёмки — когда поняла, что ещё немного, и окончательно спустится к трассе.
     Идти по трассе казалось заведомо скучно — и Лена повернула назад. Солнце чуть помедлило — и провалилось в тучи. Впрочем, спустя каких-то пять минут, вопреки Лениным опасениям, солнце снова засияло. И хотя в горку шлось немного сложнее, дорога всё равно доставляла удовольствие.
     Чем ниже опускалось солнце, тем ярче делались краски, и Лена была очень довольна тем, что устроила себе эту экскурсию. По пути назад она увидела ещё несколько новых ракурсов, заметила забавные каменные скульптуры на заборе, которые не заметила по дороге вниз. Хотела ещё забежать в магазинчик с минералами, поглазеть на камни — но двери оказались запёртыми. Лена спустилась по лесенке в Старый город, над которым красочно мешались в небе солнце и облака. Близился закат. В магазинчике у автовокзала Лена купила кусочек медового торта к чаю, и пошла долгой дорогой вдоль трассы — к крутому подъёму в наш «Артдом».
     До чего же радовала мысль, что подниматься этой дорогой ей приходится в предпоследний раз! Крутизна подъёма заставляла то и дело останавливаться, и когда до заветной точки ей оставалось каких-нибудь метров пять, молодой человек, проходивший мимо перпендикулярной дорогой, остановился, явно желая подсказать Лене дорогу. Этой непривычной отзывчивости армян мы уже не удивлялись. Лена поздоровалась, и молодой человек тут же спросил «Арт-гестхауз? Это туда!» «Спасибо, я знаю!» — улыбнулась Лена. «Вот по той дороге, и потом — направо и вниз, там вход в гестхаус!» — продолжал юноша. Лена поблагодарила его ещё раз.
     К хостелу она, впрочем, не свернула. Солнце садилось, небо расцветилось закатными красками. И Лена решила взобраться-таки на холм над дорогой — что и сделала. И получила массу удовольствия от закатных видов, открывавшихся со всех сторон.
     Теперь можно было спускаться в гостиницу — подождать, пока выключится свет в обеденном зале, и идти готовить ужин, никому не мешая, и избежав такого искреннего, но навязчивого гостеприимства хозяев… А потом спать! Без задних ног…

7 января 2019 г.

Tags: Армения, Дилижан, Новогоднее путешествие в Армению, Путешествия, горы, зима

Posts from This Journal “Новогоднее путешествие в Армению” Tag

• В горах над Дилижаном

На финальный день нашего знакомства с Дилижаном и его окрестностями мы запланировали небольшой поход в горы. Километрах в пяти от…

• Дорога в Дилижан

Рождественским утром 6 января пришло время прощаться с Ереваном. Сумки были собраны уже накануне вечером, и мы неспешно и со вкусом…

• Ереван. В гости к Сарьяну

Когда мы были в Ереване весной 2016 г., у нас осталось одно нереализованное желание — дом-музей Мартироса Сарьяна, он тогда был на…

• Большое путешествие на юг. Караундж и Хндзореск

Покинув величественное ущелье, спрятавшее средневековый монастырь Нораванк, мы целый час ехали без остановок, только успевая щёлкать…

• Большое путешествие на юг. От Хор Вирапа до Нораванка

На третий день в Армении мы планировали повторить маршрут нашей экскурсии трёхлетней давности: Нораванк, Караундж, Татев. Очень…

• Курортные забавы

Накануне, возвращаясь вечером в Ереван, мы поделились с нашей водительницей Арминэ своими планами и желаниями на ближайшие дни…