Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Categories:

По краешку Скадара

     Так получилось, что в прошлый наш визит в Черногорию мы не были ни на Скадарском озере, ни в окрестностях Подгорицы, ни в горах Проклетие. Казалось, что это далеко, и всего за один раз не посмотришь. И в общем-то, это справедливо. Только теперь-то у нас была машина! Поэтому на второй день мы изначально запланировали маршрут не короче предыдущего — около 270 км. Но после преодолённых накануне 230 км мы вечерком посовещались и решили разбить плановое путешествие на два дня, дабы у Павла тоже было ощущение отдыха, и в памяти осталось бы что-то, кроме руля. Согласно облегчённой программе решено было провести весь день на Скадарском озере, не напрягаясь и никуда не спеша…

     Быстро промчав туннель под Вмацем, наша машина покатила на юг к Адриатическому побережью по Ядранскому пути — Адриатическому тракту, связывающее между собой многочисленные населённые пункты в Боснии, Хорватии, Черногории, Албании и Греции. Прежде чем свернуть в горы, нам предстояло небольшую часть пути проехать по этому шоссе. А пока горы неторопливо проплывали справа и слева от трассы — именно «проплывали», так как скорость движения почти везде ограничена знаками 50—60 км/ч. Над дорогой свешивались ветви кустарников, растущих за чьими-то заборами, и в определённый момент взору Лены, глазевшей в окно, предстало видение каменной пышногрудой нимфы. Нимфа призывно выпрастывала обнажённые формы из густой растительности, и изумлённая Лена только молча моргала: не почудилось ли? Видение мелькнуло и пропало за бортом, и только к вечеру тема каменной девы всплыла в нашей компании…
     Проезжая Будву, мы с любопытством поглядывали в окна. В этом городе нам через неделю предстояло жить. Но город быстро закончился — на выезде крутой поворот влево, и вот мы уже едем к перевалу в горах высоко над Будвой по горной трассе, что снизу смотрится грубым шрамом на склоне горы Острог.
     Сияло солнце, светилась яркая зелень, пели птицы. Мы перевалили через гору, доехали по новой для нас дороге до Цетинье и, не въезжая в город, свернули к столице на ту же трассу, что и вчера. Но Подгорица в наши сегодняшние планы не входила — километров через пять от Цетинье нужно было не пропустить крутой и довольно незаметный поворот вправо к Риеке Црноевича. Мы даже старались не разгоняться, потому как развернуться потом было бы проблематично. Но указатель предупредил нас о съезде заранее, и вот мы уже осторожно спускаемся по очень крутому серпантину в глубину потрясающей красоты долины.
     По пути нам встретился колоритный домик какого-то местного торговца. Очевидно, что в сезон тут вовсю идёт торговля мёдом и ракией, бутылки под которую были складированы тут же — прямо на обочине. Сейчас домик был необитаем, и мы продолжили спуск в долину. Пушистые от зелени горные склоны окаймляли её со всех сторон, и вскоре мы вновь остановились — полюбоваться, подышать ароматами трав и цветов, просто понежиться на солнышке.
     Въехав в Риеку Црноевича, мы почти сразу затормозили у магазинчика, чтобы купить воды. И обнаружили, что запарковались аккурат у лесенки, ведущей на берег. Приехали!
     Мы вышли к воде. Солнце — увы! — спряталось за тучки, и это было жаль, потому что пейзаж утратил богатство красок. Но всё равно тут было занятно — лодки, деревья над водой, большой каменный мост с арками. С первого взгляда было ясно, что мост — старинный. Он был построен в 1854 году князем Данило. И до сих пор украшает Риеку Црноевича — раньше небольшой промышленный центр, а ныне — просто городок с несколькими ресторанами, куда приезжают туристы, желающие полюбоваться красотами Скадарского озера…
     Городок Риека Црноевича некогда был важным торговым центром неподалёку от Цетинье, оба они когда-то сыграли свою немалую роль в формировании страны. Ну а ныне можно подумать, что поселение умирает — по неофициальным данным тут осталось всего-то 60 взрослых жителей. В летние месяцы живущих за счёт самостоятельных туристов. Сюда любят приезжать и черногорцы из Цетинье и Подгорицы — попить кофе, пообедать, прокатится на лодке. И больше тут делать, в общем-то, нечего. Хотя нет! Если пройти пару часов от городка вдоль горной речки, то можно найти и осмотреть Ободскую пещеру. Но мы хотели побольше именно проехать на машине — не зря ж мы её взяли напрокат — так что про пещеру благополучно забыли. Будет повод вернуться!
     Мы бродили по берегу, осматриваясь — когда к нам подошёл мужчина и предложил экскурсию по озеру на катере. Мы расспросили его о подробностях возможного путешествия, внимательно изучили карту и обещали подумать. А пока пошли прогуляться по окрестностям. Прощаясь, наш новый знакомый посоветовал нам заглянуть в палатку с сувенирами, где торгует его жена, и, если мы надумаем — попросить её позвонить ему. Чуть позже мы воспользовались этой информацией, приняв-таки решение поплавать по озеру. Сейчас же — перешли по мосту на противоположный берег, и побрели, глазея по сторонам. На тёмной воде качались лодки и катера, за арками моста открылись виды на живописные домики, растущие прямо над водой. Буйная зелень украшала берега. И мы славно прогулялись, и только Лене всё не терпелось сделать этюдик, и она даже всерьёз подумывала отказаться от поездки и зависнуть на её время где-нибудь на берегу. Да так и не решилась…
     После прогулки мы дружно захотели есть, и замечательно посидели в кафе у моста. Яичница с пршутом была бесподобна — правда, путаясь в местных названиях, мы поперепутали поэтапно приносимые блюда, и потому перепробовали их друг у друга из тарелок. Оставшись, тем не менее, более чем довольны обедом, мы устремились к сувенирной палатке.
     Стройная, красивая черногорка тут же позвонила мужу, он подогнал лодку с другого берега, и вот мы уже загружаемся на её борт! Конечно же, мы выбрали экскурсию подлиннее — не только по одноимённой городку речке, но и по Скадарскому озеру — в нашем распоряжении было целых полтора часа водного путешествия. Друзья уговорили нас, что на четверых 50 евро — не так уж и дорого. Отдыхать — так отдыхать! Мы отчалили от берега, прошли под аркой моста, и вот уже колоритные домики проплывают мимо нас, сменяясь понемногу растущими прямо из воды ракитами…
     На озере оказалось предсказуемо холодно и ветрено. Но это было замечательно! Особенно для Лены, которая безнаказанно выползла на нагретый недавним солнышком нос. Какие отсюда открывались просторы, какие виды, какой круговой обзор! Лодка шла вдоль зелёных горных берегов, открывались новые перспективы, повороты, заводи, летали над водой птицы, курчавились в небесах фактурные облака. Временами по берегам показывались руины каменных строений — заброшенных деревенек, ресторанов, заводов — когда-то жизни здесь было больше.
     Мы прошли сквозь заросли камыша — по узенькой водяной тропке. Тут и там торчали из воды столбы — видимо, указатели фарватера, катер проходил между ними. Во всём вокруг было что-то необъяснимо-странное, словно из детского сна про иные пространства. Далеко впереди брезжили какие-то совсем уж дальние-предальние дали, где вода сплеталась в картинные гармонии с горами, изгибами берегов и островов — то ли фантазии в стиле Макса Волошина, то ли ещё что-то, смутно знакомое и волнующее… Мы остановились посреди бескрайней водной глади, и наш экскурсовод заставил катер кружиться на месте, одновременно снимая серию наших фотопортретов на телефон Андрея.
     Обратный путь был полон ветра и неба, упорная Лена не слезала с носа, и даже залезала на трап, на манер кариатиды, хоть это и было слегка боязно. Зато — оттуда уже совсем не было видно катера, и казалось будто, благодаря какому-то волшебству, летишь над водой, а волны бегут навстречу, словно живые, раскачивая на зелёной воде листья кувшинок. А белые брызги, блестевшие в свете выходящего солнышка, перелетали иногда через борта…
     Мы успели даже немного устать от путешествия — видели и живописные бухточки и интригующие острова, море чаек и крачек — и даже цаплю, одиноко сидящую на камне. Накатались всласть — когда катер наконец снова прошёл под аркой старинного каменного моста. Путешествие по озеру завершилось.
     Поблагодарив хозяина катера за экскурсию, мы высадились на берег, сделавшийся вдруг солнечным и очень ярким. Вода заиграла солнечными цветами, катера, лодки на воде — стало так красиво, что не хотелось уезжать… Мы заглянули в кафешку, выпить по чашечке кофе, и погрузились в машину, чтобы теперь сверху оценить те пейзажи, по которым только что катались.


     И снова мы миновали арочный мост — но пока не переезжая через него. Прежде чем ехать к озеру, мы хотели подняться к знаменитой смотровой точке, откуда открывается вид на то, как красиво Риека Црноевича впадает в Скадарское озеро. Дорога потихоньку поднималась от реки по склону горы, и мы снова видели места, по которым только что проплывали — теперь уже сверху. К заветной смотровой ехать совсем недолго — до излучины реки мы добрались гораздо быстрее, чем на лодке. И выйдя из машины на видовой балкончик, просто ахнули от открывшегося простора.
     Озеро казалось бесконечным. Дальние-дальние перспективы синели в заманчивой дымке. Никакие фото, похоже, не способны передать впечатления от этого вида — с высокого-превысокого берега, на изгибы бесконечной ленты воды, то синей, то зелёной и жёлтой, и острова, мысы и горы, плавными линиями рисующие это сказочное пространство. А на переднем плане, прямо под нашими ногами, покачивались на ветру изящные ирисы…
     Шкодер или Скадар — Скадарское озеро — крупнейшее озеро Балканского полуострова, расположенное на территории Черногории и Албании. Суммарная протяжённость берегов составляет 168 км: 110,5 км в Черногории и 57,5 км в Албании. К западу и юго-западу от озера располагаются горы Динарского нагорья, от заболоченных северных берегов простирается равнина, на которой стоит главный город Черногории Подгорица. В северо-восточной части озера располагается длинный залив Хотит, к которому подступают предгорья массива Проклетие. Восточные берега озера пологие и тоже заболочены. Рукава дельты Морачи создают множество островов, больше других возвышаются Вранина и Одринска. Вдоль южного (черногорского) берега располагаются острова Лесендро, Грможур, Старчево, Бешка, Морачник, Топхала, Горица-Гят, Градац и ряд более мелких. Вдоль албанского побережья островов нет.
     Озеро располагается в криптодепрессии — некоторые участки его дна находятся ниже уровня моря. Такие места называются подводными ключами или «глазами», и их на озере насчитываются около 30 штук. Максимальная глубина озера составляет более 60 метров («глаз» Радус), средняя — 6 м.
     Следующим пунктом нашей программы должен был стать фирменный магазин винзавода «Плантаже» на острове Вранина. Но чтобы туда попасть, нам следовало вернуться в городок Риека Црноевича, переехать через старый арочный мост на другой берег реки и по узкой горной дороге доехать до Вирпазара, откуда дамба ведёт на остров, где в склоне горы оборудован дегустационный зал.
     Дорога до Вирпазара была очень живописной — даже жаль, что мы не прошлись по здешним лесам до Ободской пещеры. Зато мы во все глаза смотрели из окон на приближающееся к нам озеро и даже сделали остановку у смотрового кармашка около внезапной придорожной кафешки.
     Вирпазар мы проехали без остановок — боялись не успеть к закрытию дегустационного зала. Проскочили дамбу и запарковались аккурат перед винной пещерой. Повезло — он работал. Работал и ресторан в здании напротив, а вот все сувенирные магазины и местный музей были закрыты. Всё-таки ещё не сезон. Дегустацию мы обещали нашим друзьям, а сами хотели потратить время более впечатляюще. Лене хотелось писать, Андрею фотографировать. И мы договорились расстаться на часок — пока ребята дегустируют и отдыхают, мы бегом возвращаемся к форту Лесендро, расположенному на некогда островке, а ныне посередине дамбы, за этюдом и новыми видами!


     Проблема в том, что посередине моста, возле крепости, в принципе не может быть парковки. Поэтому, чтобы добраться до форта, приходится проезжать до стоянки в конце дамбы и идти метров пятьсот назад. Тротуара на дамбе, кстати, тоже нет, потому идти надо или по проезжей части шоссе или по железной дороге. Мы выбрали второй вариант, и чуть было не были снесены ревущим тепловозом! Ибо вдоль рельс тропка тоже не постоянная, и по шпалам идти удобнее. Только отпрыгивать надо быстро!
     Точных данных о дате постройки крепости нет. В Википедии написано, что крепость XVIII века, но нигде более эта информация не подтверждается. Черногорские источники сообщают, что крепость основал Петр II Петрович-Негуш в 1832 году, но и там делается оговорка, что неизвестно, построил ли он её с нуля, или там уже существовала крепость, которую он укрепил. Но по стенам видно — раннюю кладку снизу и более халтурную сверху. Наверное, верхняя — времён турецкой оккупации.
     Изначально форт служил для защиты от турецких войск и прочих разбойников, обеспечивая безопасную торговлю и рыбную ловлю на Скадаре. Но в 1843 году турки, пользуясь тем, что владыка Пётр с войском находился на Граховском поле, оказывая помощь Герцеговине, напали на крепость, с гарнизоном в 20 человек. Узнав об этом, Пётр Негуш вернулся вместе с войском и безуспешно пытался отбить крепость, обстреливая её артиллерией с Тонкого мыса на восточном берегу озера. Не удалось. Владыка очень переживал о потери крепости Лесендро, которую неоднократно пытался получить назад и военным, и дипломатическим путём. Вернула себе крепость Черногория только 1878 году после удачной войны с турками, почти одновременно с городами Бар, Улцинь, Никшич, Жабляк Црноевича… Тогда же была официально признана независимость Черногории. Потом, до Первой мировой, крепость служила военным складом, а после и вовсе была заброшена.
     Но мы, кстати, не пожалели проведённого там времени — Лена отвела душу живописью, Андрей азартно облазил весь форт, снимая подряд все возможные ракурсы. И даже наши друзья присоединились к нам после дегустации — и тоже с азартом полазили по старым стенам! А заодно составили компанию в импровизированном ужине.
     Вернувшись на стоянку, мы поддались уговором ребят и тоже заглянули в винную пещеру. Попробовали белого Шардоне и выдержанного красного Врмац — и не смогли не купить бутылочку последнего домой. Как же вкусно он там потом пошёл!..

     После Вирпазара мы собирались свернуть к туннелю Созина — единственному платному участку дороги в стране — чтобы с ветерком, кратчайшим путём выехать на Ядранский путь, но… Заболтались и заветный поворот проскочили — дорога тут была неожиданно хорошей, и можно было ехать 70 и даже 80 км/ч. Но теперь уже… через перевал и по горному серпантину. Эта трасса вывела нас к Адриатическому побережью у городка Петровац, который мы позже обязательно посетим. А пока мы любовались на проносящиеся мимо фактурные горы, на которые у нас тоже были (и остались на потом) планы, и спешили успеть до заката полюбоваться на Свети Стефан…
     К смотровой над островом-гостинницей мы приехали за полчаса до заката. Который из-за густой облачности не обещал быть красивым. Мы запечатлели по паре дежурных видов и поехали дальше. Попутно отметив скопление народа со штативами на следующем смотровом балкончике. Паша предположил, что это папарацци караулят, когда на пляж выйдет Анджелина Джоли — и попал пальцем в небо! Буквально утром Андрей читал вКонтакте, что актриса приехала в Свети Стефан!!! Последствие её визита нам и удалось наблюдать в сгущающихся сумерках…

Наш маршрут:

15 апреля 2019 г.