Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Горло Соколово

Своё третье автопутешествие по весенней Черногории мы решили посвятить довольно далёкому от нашего Котора местечку на самой границе Черногории и Албании. Там, в горах Проклетие, недалеко от деревни Кучка Корыта, можно полюбоваться одной из самых зрелищных панорам Монтенегро — видом на ущелье Горло Соколово. От Котора до Корыт чуть больше ста километров — в принципе, можно по пути заехать куда-нибудь ещё. Сначала мы планировали, что это будет Риека Црноевича, но потом решили посетить ей целый день, а потому пришлось спешно придумывать новый план. Но для начала довольно тёплым утром, быстро наполняющимся солнышком, по уже знакомой дороге нам надо было доехать до Подгорицы…

Пока ехали по трассе, солнце начало так припекать, что в машине стало даже жарко — хотелось уже выйти проветриться и походить ножками. Поэтому Андрей решил сделать крюк и устроить всем сюрприз, заехав в местечко, которое изначально в планах не афишировалось. Свернув в Подгорице на юг, мы выбрались на трассу, ведущую к Скадарскому озеру. Вокруг простиралась бескрайняя солнечная равнина, и мы катили сперва по асфальту, а потом, найдя нужный поворот — свернули на пыльную грунтовку вдоль реки Циевна. Ландшафт вовсе не предвещал чудес, и уж тем паче — водопадов. И оттого Лена немного удивилась, когда выяснилось, что мы приехали, и принялись парковаться рядом с лесенкой к каменистому руслу реки…
     Надо признать, что зрелище, представшее нашим глазам, когда мы спустились к реке, превзошло все ожидания! Водопад, который местные называют Ниагарой, в апреле более чем оправдывал своё громкое имя! Ревущий и брызгающийся каскад воды, широкий и ослепительно сверкающий в солнечных лучах, потряс мощью и диковатой красотой. Спокойная вроде бы река, степенно текущая по своему руслу, низвергалась внезапно по отвесной каменной стене в глубину пробитого ею в камне каньона. И весь дальнейший путь реки петлял и разбегался по изъеденному на манер сыра камню, и множество водопадиков шумели то тут, то там — но всё это ни шло ни в какое сравнение с самой Ниагарой!
     Мы побродили по каменному сырному руслу, ежеминутно рискуя поломать ноги на космическом ландшафте, да и вернулись к Ниагаре — восхищаться, фотографировать, любоваться сверканием воды и брызг, сидя на горячих от солнца камнях… Полторы сотни лет назад подобные водопады здесь на Циевне строили для водяных мельниц. А сейчас, похоже, просто для красоты.
     Было жарко, и хотелось выпить пива, да и голод уже давал о себе знать. К тому же местечко над Ниагарой, с просторными берегами, спокойной водой с уточками, ресторан в тени высоких дерев у берега — всё это выглядело таким манящим и уютным!
     Мы залюбовались на утку, высиживающую яйца прямо в клумбе у основания дерева, и устроились за столиком над водой. Внимательнее надо было читать интернет-рекомендации! Если бы мы перед поездкой освежили в памяти заметки о Ниагаре из блога «Жизнь и отдых в Черногории», то были бы предупреждены, что готовят здесь не очень! Уха вообще была, похоже, из рыбной консервы! Едой осталась довольна только Лена, ограничившаяся картофелем фри… Впрочем, пиво было вкусным. И Лена, кстати, вообще была счастлива проведённым у Ниагары временем. Вода за деревянными перилами была такой красивой, зелёной и яркой! А по противоположному берегу протекало ручейком стадо овец и барашков, очень живописное на фоне зелёной травы. И утки, плававшие и пасшиеся на берегу у воды, окончательно довершали пастораль картины. И мы радовались, что посетили Ниагару в такое правильное время года. Наполняющаяся талыми водами, летом она может полностью пересыхать — нам же досталось такое водяное роскошество!
     Взобравшись по лесенке вверх, назад на дорогу (ну абсолютно не подумаешь сверху, что среди этих плоских как стол просторов таится такое чудо!), мы уселись в нашу машинку, и направились искать дорогу к месту под названием Кучка Корыта.

Для начала мы вернулись в Подгорицу и свернули на восток в сторону крепости Медун. В этом уголке Черногории даже сделан специальный туристический маршрут за номером 4 — «Круг около Корыт», оснащённый указателями, маркировкой и большую часть пути пролегаюший по прекрасной асфальтированной дороге, созданной как будто специально для ралли. Но попали мы на эту дорогу не сразу.
     Выезжая из Подгорицы, мы проскочили нужный съезд с трассы и свернули чуть позже — на второстепенной улочке. И, чтобы не возвращаться, решили ехать ближайшей дорогой, тем более, что она казалась короче и шла выше основной, а значит — должна была быть зрелещнее. Так мы и лезли всё выше и выше, уклон становился всё круче, покрытие всё хуже… Пока в какой-то не значащейся на карте деревеньке асфальт вдруг не кончился! Далее под зелёным сводом горного леса уходил в неизвестность туннель со слегка присыпанной гравием грунтовкой. Хотя на карте дорога числилась асфальтированной… Возившиеся со своей машиной рядом с нашей вынужденной стоянкой мужики охотно подтвердили, что дорого ведёт в Сьенице и далее в Медун, но вот на вопрос, доедем ли мы на своём низкобрюхом Hundai до асфальта, отвечали скептически: «А что вы её жалеете, машина всё равно не ваша, а прокатная»! Но мы не поддались на их подначки и поехали вниз на основную дорогу, благо, крюк получался совсем небольшой. Не хватало ещё застрять где-то в лесу или оплачивать потом новые царапины…
     Нижняя трасса оказалась именно трассой — намного лучше нашей предыдущей дороги! Мы даже как-то разогнались — и развалины крепости Медун проехали, не останавливаясь. Решили, что всё охватить сложно, времени потрачено уже много — и сосредоточились на главной цели путешествия. И ожидания наши не были обмануты!
     Проехав хвойный лес, мы оказались в долине деревни Кучка Корыта. До чего странно было видеть такие ландшафты, каким впечатляющим оказался контраст с уже виденной нами Черногорией! Возможно, эмоциональной окраски добавила погода, сделавшаяся пасмурно-хмурой. Но суровая красота этих мест была настолько «не здешней», навевающей вовсе не черногорские ассоциации! Хотя от столицы до этой деревни всего 33 километра. Всхомлённая просторная долина, обрамлённая далёкими горами, белые камни в охристо-бурой траве, певучие изгибы дорог, раскиданные по холмам домики, зелёные подушки можжевельника… Всё казалось удивительным, тихим и мощным одновременно — и к тому же было раскрашено в приглушённые, но очень благородные оттенки пасмурности. Лена глазела в окна и внутренне стонала от желания схватиться за кисточки. Долина выглядела просто мечтой художника!
     Мы остановились у деревянного ресторанчика Dubirog. Вылезли из машины и первым делом стали натягивать на себя всю одежду, что привезли с собой — деревня находится на высоте 1350 метров, и по температуре это было очень заметно. У забора неработающей корчмы был установлен стенд с картой маршрута. Но мы всё равно заглянули во дворик уточнить, правильно ли мы поняли куда идти. Нам терпеливо всё рассказали и показали — как лучше идти к ущелью и как обратно. И хозяин домика, закончив объяснения, сказал, что на всякий случай даст нам проводника… И махнул рукой: «Давай, проводи!»
     Рыжий лохматый барбосина, приветствовавший нас с первых секунд нашей парковки и с первых же секунд подружившийся с Павлом, деловито и привычно затрусил по дорожке впереди нас. Он явно был бывалым проводником, и нам оставалось только следовать за ним, попутно глазея вокруг.
     Удивительно атмосферное было место! До чего пластичны были линии холмов, тропинок, каменных белых ограждений! Прямо как нарочно нарисованные! А когда пару раз скупые солнечные лучи пробивались сквозь тучи — эти солнечные пятна просто вспыхивали в хмуром ландшафте. С дорожки мы свернули на тропинку, и начали понемногу заворачивать вправо. И стало понятно, что зрелище нас ожидает по-настоящему грандиозное!
     Дорожка вела теперь по краю огромного каньона. Его пока загораживали деревья, но уже того, что мы видели, достаточно было для восторга. Мы шагали, забирая вправо и поднимаясь вверх, а вокруг нас были камни, бело-серые скалы, едва тронутый весной лес со вспыхивающей кое-где прошлогодней рыжей листвой. И множество цветов украшало тропу, как знакомых, так и неизвестных нам, удивительных. Рябчики, тёмно-лиловые, загадочные, качали изящными головками-колокольчиками. Розовые цветки, похожие на маленькие перевёрнутые лилии с тонкими длинными лепестками, завораживали необычностью формы. А ещё — из рыжей листвы и камней выглядывали яркие, удивительной красоты фиолетово-синие цветы с жёлтые глазками пестиков в ореоле белых тычинок. Мы всё фотографировали их, удивляясь, и никак не могли налюбоваться. Уже в Туле мы разузнали, что цветы эти называются неромантично — «печёночница», им больше подошло бы название какое-нибудь сказочное и волшебное…
     Тропа полого вела всё выше и выше, и всё больше проглядывали сквозь лес пространства каньона — дымчато-сиреневые по контрасту с рыжей листвой, светящейся на солнце. Оно выглядывало всё чаще и чаще, и вот — ура! Мы на смотровой!
     И светит солнышко, и камни лавочек над обрывом нагреты солнечными лучами. А там, за краем обрыва — чудо чудное! Горы Проклетие, от вида которых захватывает дух. Могучая каменная стена, на целый километр обрывающаяся вниз, а за ней — вершина за вершиной, горные пики, воздушная граница Черногории с Албанией… И Северо-Албанские Альпы в синеющей перспективе прозрачного, хрустального воздуха весны!
     Наконец мы попали в легендарное место «Горло Соколово», фотографии которого в Интернете совершенно не передают здешних масштабов. Раньше в этом месте находился наблюдательный пункт черногорского войска на границе с Албанией, а теперь перед лавочками установлен стенд, где подписаны все видимые со смотровой вершины с их высотами. Наивысший пик, видимый отсюда — гора Езерц высотой 2694 м. Максимальная же высота, взятая нами на нашем сегодняшнем маршруте — «всего» 1420 м.
     Отсюда не хотелось уходить — сидеть бы и смотреть в эти невозможные пространства до бесконечности! Мы расположились на лавочке, и рыжий барбосина с удовольствием нежился вместе со всеми. Мы пообедали и выпили чаю. Солнышко ещё немного милостливо погрело нас, а потом опять сделалось пасмурно. Мы засобирались в дальнейший путь.
     Тропка назад показалась короче. Она вела через лес, и когда мы увидели, что приближается посёлок, то сказали нашему пёсику, что идём домой. Услышав слово «домой», он возликовал, восторженно въехал туловищем в кучу опавшей листвы, хорошенько вывалялся в ней лапами вверх — и умчался вперёд, размахивая ушами. Миссия его отныне считалась выполненной. Мы же неспешно продолжили путь, любуясь открывающимися окрестностями. Лес заканчивался, мы снова вернулись на альпийские луга.
     Наше путешествие к горам Проклетие завершалось, мы тронулись в обратный путь. Но уже нижней дорогой «Круга около Корыта». Сперва мы снова ехали по грунтовке через суровые долины с сухой травой, камнями и можжевельником, и было немного жаль так быстро расставаться с этими удивительными местами. Потом вокруг как-то позеленело, места стали более обжитые — всё чаще попадались на пути деревеньки и следы незаконченных дорожных работ.
     В деревне Дэлай мы остановились на краю обрыва — над каньоном реки Циевна, той самой, на которой мы утром смотрели водопад Ниагару. Река берёт своё начало в Албанских горах, но большей своей частью течёт по территории Черногории.
     Католические албанцы воздвигли на вершине её каньона огромный крест и Иисуса Христа с распростертыми над пропастью руками. От монумента открывается вид на потрясающие просторы, реку внизу, на невозможной глубине, необъятные горные панорамы… По небу летели облака, и вид фигуры с раскинутыми руками снизу, на фоне живых небес, производил очень сильное впечатление.
     После деревни Дэлай Круг замыкается, и дорога снова ведёт в Подгорицу. Которую мы на сей раз объехали по краю и направились на юг к Скадарскому озеру. Без приключений пересекли его по вчерашней плотине, проехали уже знакомой дорогой мимо Вирпазара, и на сей раз уже не проскочили мимо заветного поворота к туннелю Созина. Так что у нас получилось за три дня возвращаться к Адриатическому тракту тремя разными горными дорогами. А возвращение домой вдоль побережья за обсуждением дальнейших планов пролетело и вовсе незаметно, хотя в Котор мы добрались уже к закату…

16 апреля 2019 г.

Tags: Горло Соколово, Ниагара, Проклетие, Путешествия, Черногория, Черногорская весна

Posts from This Journal “Черногорская весна” Tag

• Вдоль Будванских берегов (Прасквица — Милочер — Будва)

Финальный день нашего отдыха в Черногории мы вновь решили посвятить путешествию вдоль побережья, украсив весь отпуск этим небольшим…

• Петровац на Мору

За пару дней до отъезда из Черногории мы наконец-то предались нашему любимому занятию: исследованию близлежащих красот вокруг нашей…

• Экскурсия вдоль каньонов рек Морача и Тара

Накануне, отчасти испугавшись непогоды, мы купили на всю компанию экскурсию вдоль знаменитых черногорских каньонов — нам обещали…

• Будва. Монастырь Подмайне

Вот и наступило то самое утро, которым нас задолго пугали синоптики — в Будву наконец пришёл обещанный шторм, и за окном лил дождик.…

• Старый Бар

Какие бы прагматичные сожаления (а порой и возмущение) не вызывало, как правило, состояние разрушающихся строений, старых кварталов с…

• Новая встреча с Будвой

Когда мы планировали наш отдых в Черногории, то изначально хотели после Котора на несколько дней поселиться в Жабляке, чтобы спокойно…