Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Новогодние встречи с Крымом. Новое время

К сожалению размер записи в ЖЖ имеет ограничения, а рассказов о зимних приключениях в Крыму накопилось на целую энциклопедию — так что даже сборник коротких заметок о первых январских днях на полуострове пришлось поделить на две части. В первой были встречи с Крымом в январях 2008—2014 гг., а в этой вспомним три последних визита в 2015—2017 гг. Позже нам удалось на каникулы выбраться из дома только разок — но не в Крым, а в Армению…

3 января 2015 г.
     Второе января мы посвятили пока ещё непривычному перелёту из Москвы в Симферополь, откуда к вечеру добрались-таки до Ялты. Наша давнишняя маклерша поселила нас на сей раз в Партизанском переулке — в доме, принадлежавшем Д.А.Усатову (1847—1913) — гласному Ялтинской городской думы, тенору Императорских театров, единственному учителю Ф.И.Шаляпина. А 3 января, в отличной компании a_ur, free_marta, krymchanka прогулялись по Узенбашской тропе хребта Иограф до яйлы и обратно. Побывали в настоящей снежно-ледово-туманной новогодней сказке, попили чайку среди сосулек пещеры Иограф. Набрались моря впечатлений и восторгов — и спасибо Саше, Вике и Кате за компанию — без них мы бы в пещеру по такому снегу не сунулись…

Это тот редкий случай, когда к опубликованному фоторассказу уже нечего добавить — так подробно всё описано и показано в публикации 2015 года, что интересующихся приглашаем её перечитать.

3 января 2016 г.
     И снова третье января — снова самолёт, и за иллюминатором синее море, и вот уже наш заветный полуостров. В снегу! Облака хоть и погуще, но всё равно — карта Крыма перед глазами: вот, например, Казантип, прикрытый ватной шапкой, А вот, прямо под самолётным брюхом, проплыла Ак-кая, светясь крутыми обрывами — желтоватыми на фоне снега… Где-то в районе Перевального мы перевалили через Чатыр-Даг и пошли на разворот к аэропорту. И вот — солнце, синее небо, сосны… Праздник, Крым! Несколько минут ожидания, и автобус отъезжает в Ялту! Поселились как и прошлой зимой — в доме Усатова на Партизанской. Из плюсов той квартирки — наличие второй комнатки, в которую мы ждали нашу подругу Катю из Судака.
     Ялта тоже встретила тёмными улицами. Правда, кое-где в витринах и окнах домов горел-таки свет. По пути на квартиру сразу заскочили в магазинчик — при свете свечей, расставленных по прилавкам, купили продуктов на первое время. И со свечой же нас встретили хозяева на тёмной лестнице дома. Но пока общались и обменивались поздравлениями — замерцала гирляндами ёлочка на тумбочке. И оказалось, что дали свет. Но не надолго. Мы успели только умыться и поесть — когда опять настала тьма. И, не долго думая, мы улеглись спать — пока не стало совсем холодно. Отопление, как оказалось, тоже зависит от электричества… Да и пораньше встать завтра не мешает — маршрутик мы себе наметили для первого дня весьма непростой. Как оказалось...
     Поскольку синоптики пугали грядущим потеплением и неизбежными дождями, мы решили, не откладывая дела в долгий ящик, в первый же день осуществить разведку верховий Уч-Коша. Дорога предстояла большей частью незнакомая, а потому — особенно интересная. Мы были полны энтузиазма и рвались в бой.
     Миновав лесок, тропа привычно нырнула в ущелье. И разом утих ветер. Снег прекратил судорожные метания, и повис в воздухе покойно и невесомо. И мы начали освобождаться от внезапно сделавшейся лишней одежды… Пещера, каменные отвесы, сосны над обрывами. Камни в снегу, где-то журчит вода… Мы поднимались по руслу, стараясь не поскальзываться на мокрых камнях. Жёлтые громады обрывов со снежными узорами нависали высоко — только задирай голову.
     Ванночки-купальни замёрзли, но кое-где вода прорывалась из-подо льда, журчала под снегом — и, при желании, черпануть её ботинком было не сложно. Миновав первую теснину под скалами Балан-Кая, скоро мы вышли на большую поляну, где в Балу впадает ручей Мастреиз. Серо-седыми исполинами стояли над ущельем полчища неподвижных сосен… Здесь река была уже вполне полноводна, но так пленивших нас прошлой зимой сосулек у воды было мало — только изредка попадались затейливые ледяные конструкции.
     Мрачная теснина осталась позади, от неё до знакомых водопадов по нормальной погоде рукой подать, а вот по снегу расстояние кажется больше. Даже запыхались. Самое время и самое место перекусить. Ведь дальше нас ждёт неизвестность. Традиционно прогулки по Уч-Кошу заканчиваются здесь — у так красиво сегодня замёрзшего водопадика.
     Дальнейший наш путь Вверх — туда, где мы не бывали ещё ни разу. Но почти на каждом сайте, описывающем учкошские тропы, написано, что «дальше по ущелью можно выйти на яйлу». Интересно, хоть один из авторов пытался? Собрать бы всех бездумно цитирующих чужие тексты и отправить гурьбой Вверх!
     Выше водопадов нас ждала каменная осыпь — пройденная, впрочем, без особого труда. Но чем дальше мы продвигались по руслу, тем более непростым делался путь. Каменные завалы под снегом, скрытая под снегом река, норовивший проломиться под ногой засыпанный снегом лёд… Здесь всё было неверным, и приходилось расчищать снег и прощупывать путь перед каждым шагом.
     Однажды мы пошли по собачьим следам — и, попетляв по реке с берега на берег, их цепочка увела нас с русла вверх, на крутой склон оврага. Собака вела нас неплохой тропой. Она явно была в теме местного ландшафта, и некоторое время мы шли над руслом, обходя все его сложности и преграды. Хотя не всегда там, где прошла собака, так же просто было пройти людям. В одном месте пришлось карабкаться вверх по склону, огибая каменную стену с очередным водопадиком. Кое-как, цепляясь руками и коленями, рискуя сорваться и уехать вниз. Но в конце концов следы вновь вернулись к реке — и, преодолев её, устремились вверх по другому берегу. Ни такой крутой подъём, ни новое направление определённо не вписывались в наши планы. И мы снова пошли по камням русла.
     Это был слишком медленный и опасный путь. Ущелье петляло и выглядело бесконечным. Навигатор показывал, что оставшиеся нам полтора километра по прямой упрямо не хотят сокращаться. Из-за отсутствия этой самой прямой. Время отчаянно поджимало. Камни, сплошным хаосом заваливавшие русло, делались всё крупнее, всё непреодолимей. Приходилось надолго задумываться, чтобы сделать шаг. А до сумерек оставалось всего ничего.
     Самое разумное было бы вернуться по руслу до водозабора, откуда можно было бы подняться к кордону «Красный камень», но ведь яйла кажется такой близкой! Западный склон, куда убежала тропившая нам ниже путь животина, казался вертикальной стеной. А вот восточный выглядел положе и сулил скорый выход на Никитскую яйлу. С мечтами о прогулке по яйле и спуске по Стиле-Богазу мы уже простились, единственный вариант — искать Романовское шоссе. И тогда мы решились на рывок — штурмовать заснеженный склон…
     Не хочется здесь повторять всю историю — она подробно показана в нашем журнале, просто захотелось дополнить её ещё несколькими фотографиями… А вообще, тот январь был очень эмоциональный, адреналиновый и богат на встречи с друзьями!

3 января 2017 г.
     Новый год прошёл в сборах и предвкушении очередной встречи с Крымом. Пара уютных дней дома — надо ж отдохнуть немного после показавшегося бесконечным «конца года», а третьего утром — в аэропорт. Привычная уже дорога до Домодедово — пара часов туда, пара часов там — и вот уже полёт над белой облачной ватой… Юлька летит впервые и немного нервничает. Но и пара часов перелёта тоже пролетают незаметно — взлёт, обед, посадка… И вот уже Симферополь, сырой ветреный «плюс», пробежка до автобуса… За окнами — просторы, далёкие горы, остатки недавнего снега в синих тенях… Вечерняя дымка с рыжими проблесками солнечных лучей. Мелькают красивые картинки, даже не успеть разглядеть, мигает снопами тёплой краски солнце из-за туч. Приехали!
     На автовокзале — встречашки-обнимашки, и вот мы уже в машине — Севастополь встретил нас пробками, и это оказалось кстати. Удалось разглядеть чудесную новогоднюю иллюминацию, украсившую город: сияющие «омелы» с жёлто-зелёными шариками на фонарных столбах, платаны в огнях, струящихся по могучим стволам и извилистым ветвям, ёлки-красавицы, мерцающие арки, галантные фигуры, карета с четвёркой лошадей… Завтра мы побродим среди этого великолепия!
     В ждущем нас домике в Бакинском тупике — не жарко. Работают кондиционеры, стараются, кухня топится радиатором. Быстренько собираем на стол. Обмен подарками… Олиными руками организованный Новый год: шарики, мишура, убранный в стиле столик… «Заказан для гостей из Тулы». Конфеты-мандарины, снежок из муки, подарочные перчатки — подарок по сезону — связками на сосновых ветвях в вазе… Беседа, ужин — но вот уже хозяева торопятся домой. А мы остаёмся распаковываться и обживаться. Утром в поход! Надо-таки реализовать ещё одну давнюю задумку — пройти пешком от Каламиты в Инкермане до ущелья Черкез-Кермен с Храмом Донаторов…
     Ранним утром мы позавтракали среди бодрящей прохлады кухни и вызвали такси до Инкермана, чтобы сэкономить себе немного времени на дальнюю дорогу. Приехали вовремя — аккурат к рассвету. Знакомой тропой через монастырское кладбище мы поднялись к крепости. Было морозно и солнечно, а Севастопольская бухта встретила нас чудными видами. Яркие солнечные полосы перемежались синими тенями, древние стены крепости контрастно желтели на фоне ультрамариновых морских далей и промышленной ржавчины Чернореченского Ковша. Утреннее солнце было ярким и рыжим. Оно сияло совсем низко над краем плато — и слепило глаза, стоило обернуться в сторону карьера…
     Мы пересекли всхолмлённое пространство, рассечённое рвами и топорщащееся гребешками остатков стен и башен. Теперь мы шли по кромке, и слева от нас были развалины крепости, а справа, под обрывами, искрилась вода озера. Нам на тот берег. Карьер обходится как раз с этой стороны по дороге, ведущей к частным домикам на окраине Инкермана. Вскарабкавшись каменистой тропой, мы вышли на гладкие спины сфинксов — и замерли на некоторое время, любуясь открывшимися просторами. Под нами были Каламита и сине-розовые изгибы Севастопольской бухты. Налёт морозности придавал картине особое очарование. Мы немного прогулялись по спинам сфинксов — а потом отыскали среди можжевельников тропку наверх. Нам предстояло теперь путешествие через Мекензиевы горы к ущелью Черкез-Кермен, в недрах которого мы намеревались отыскать давно поселившийся в наших планах пещерный Храм Донаторов…

Готскими тропами или Первый поход года — полная версия рассказа о начале новогодних приключений в январе 2017 года.

Очень мечтаем о продолжении...

Tags: Коктебель, Крым, Севастополь, Ялта, зима

• Караньские высоты

В продолжение сегодняшнего похода наш путь из Флотского лежал на Караньское плато. Тропиночка от сельского кладбища повела вверх,…

• Бирюзовое сердце

В качестве первого похода в окрестностях Севастополя мы выбрали посещение Кадыковского карьера, эффектные фотографии которого в 2020…

• Снова осень. Севастопольский пленэр

Осенью 2020 года в Севастополе состоялся проводимый Арт-отелем «Украина» давно ставший традиционным Севастопольский академический…