Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Categories:

«От картины должен исходить свет»

портрет Свиридова
     На днях на страничке музея-заповедника «Куликово поле» было опубликовано интервью с одним из авторов этого журнала, без которого тот, несомненно, был бы намного скучнее. Статью можно найти и почитать вКонтакте, а для тех, кому это неудобно, и просто чтобы сохранить момент в памяти, делаем репост здесь…

     Красная беретка набекрень, развевающийся по ветру шарф, борода и хмельной взгляд... Да, такого «художника» точно заметишь на улице.
     А есть и не «кричащие» творческие личности, к тому же очень талантливые. Мы поговорили с тульским художником Еленой Свиридовой, у которой рюкзак полон красок, небольших картонок для зарисовок, а яркой беретки, вопреки стереотипам, нет.

Свиридова Елена_2019_Старая усадьба_50х60_ Холст на картоне_Тула_
     – Почему Вы, будучи учителем биологии и химии, выбрали исключительно творческую деятельность?

     – Наверное, такой родилась. Честно говоря, я учитель химии и биологии исключительно из-за того, что в то время, когда поступала учиться в университет, в Туле просто не было ничего по профилю, который меня интересовал. Поэтому выбрала специальность, связанную с любимым предметом в школе, чтобы получить высшее образование. Это была биология. А потом уже начала искать возможность работать по той специальности, которая меня всегда интересовала. Отучившись дополнительно, стала учителем рисования и черчения. А потом судьба свела меня с Александром Петровичевым. Спасибо ему большое, если бы не он, то я бы не продолжила заниматься живописью так серьёзно. Любому художнику нужен старший товарищ, который бы время от времени направлял в нужное русло. Так что учитель химии и биологии — это, можно сказать, случайность. Помню, как я в познакомилась с масляными красками, это было ещё в школе. Я была в таком восторге, когда попробовала, как это мешается. Какие они яркие, красивые. Тогда я не знала, что надо грунтовать холст, просто натянула на пяльцы какую-то тряпку и начала по ней мазать. Ткань, естественно, стала всё впитывать. Но всё равно, это было потрясающе. И с той поры, я, наверное, с масляными красками не расставалась.
Свиридова Елена_2017_Вечер в Мысовом_24х35_Картон масло
Свиридова-Елена_2018_Утро-в-яхт_клубе_30х40_Картон-масло
     – А как понять, что человек способен заниматься каким-то творчеством?

     – Все могут заниматься творчеством.
     – Но ведь многие закапывают в себе способности.

     – Нужно больше пробовать. Не попробуешь — не поймёшь. Ну а потом, если у человека есть желание, то всё возможно. Как говорил мой папа, охота пуще неволи. Так что, если мне хотелось рисовать серьёзно, то я всячески искала способы этим заниматься и работать по этой специальности, хотя мне все говорили, что я ненормальная, крутили пальцем у виска. Но что-то у меня в конце концов получилось. Работаю я в области, которая связана с тем, что я люблю.
Свиридова Елена_2017_Облака над Казантипом_20х25_Картон масло
Свиридова Елена_2017_У причала_Утро_30х40_Холст на картоне масло
     – А всё-таки, для Вас живопись — хобби или профессия?

     – Сложно сказать. Для меня это, наверное, и не хобби, и не профессия. Это образ жизни, образ мысли, способ познавать мир. Я, собственно, так существую, мне нравится таким образом оставлять себе эти впечатления. А профессионально это или не профессионально, хобби это или не хобби — кто его знает. Я собираю впечатления, вешаю картины над своей кроватью, они дарят мне какой-то эмоциональный заряд. Просыпаюсь — на них смотрю, засыпаю — на них смотрю. Мне от этого хорошо. А насколько это профессионально, это уже не мне судить. Тем более, совершенству нет предела, к сожалению, или к счастью.
     – А Вы считаете себя художником или художницей?

     – Я считаю себя художником. Нет поэтессы, есть поэт. Нет художницы, есть художник. Хотя я, конечно, не филолог. У меня всё интуитивно.
Свиридова Елена_2018_В краю облаков_20х30_Картон масло
Свиридова Елена_2018_Снег на яйле_20х30_Картон масло_Крым_Северная Демирджи
     – Какими качествами должен обладать настоящий, искренний художник?

     – Он должен уметь чувствовать. Если нет резонанса с пейзажем, то и получится просто красивая картинка, что-то наподобие «Привет из Крыма!». И человек, который посмотрит на такую картинку, совершенно ничего не почувствует. Поэтому нужно иметь какую-то внутреннюю струну. Иногда я вижу прекрасный пейзаж, но понимаю, что он не отзывается во мне. Такое я никогда не буду писать, потому что получится просто открытка.
     – А как же портреты?

     – Не знаю, наверное, это опять же вопрос какого-то внутреннего устройства. Для меня проще увидеть какую-то глубину, недосказанность в пейзаже, нежели в человеке, не говоря уже о сложности процесса написания портрета. Чтобы уметь писать хороший портрет, нужен очень высокий уровень мастерства. А писать заведомо плохой портрет смысла не вижу. Когда я пишу пейзаж, ко мне часто подходят и спрашивают, могу ли я написать портрет. Я всегда говорю, что не могу, хотя понимаю, что в принципе, что-то могу. Я же даже раньше писала какие-то портреты, заказчикам нравилось, а мне нет. Ещё, помимо навыков, надо же уметь чувствовать натуру человека, уметь передать его внутреннюю суть, а не только черты лица. Мне ближе пейзаж.
Свиридова Елена_2017_Яркий день_23х35_Картон масло
Свиридова Елена_2018_Зимний Херсонес_30х40_Холст на картоне_масло_Крым_Севастополь
     – Живописи нужно обучаться или достаточного одного желания и чувства?

     – Конечно, живописи следует обучаться, потому что будь ты трижды наполненным человеком, тонко чувствующим, если не обладаешь профессиональными навыками и не владеешь ремеслом, то так это и останется дилетантством. Лучше всё-таки, конечно, учиться. Чтобы что-то сказать или написать, нужно сначала выучить буквы, научиться их складывать в слова.
     – А ведь бывает такое, что люди очень долго учатся и вроде все чувствуют. Но у них всё равно не получается.

     – Порой бывает, что выше своей головы не прыгнешь. Мне самой бывает горько, когда я понимаю, что вкладывала всю душу, посвящала массу времени, но результат в итоге далёк от желаемого. К сожалению, нам так дано. И спасибо за то, что хоть столько дано. Человек сам выбирает, устраивает его диапазон, данный природой, или нет. Если человек согласен в этом диапазоне творить и не рыдать от того, что получилось не так, то тогда он будет этим заниматься.
Свиридова Елена_2015_Осень на Южной Демирджи_50х60_холст на картоне_масло_Крым_
Свиридова Елена_2019_Облака над горами Ялта_40х50_Холст масло_2019_Крым_
     – Вы ещё и интересно пишете о тех местах, где бываете. Многим, например, известен ваш блог «Крымофилия». Как появилась идея его вести?

     – Произошло это спонтанно. Что я, что мой супруг — люди творческие. А у таких людей есть постоянное желание самовыражаться в разных плоскостях. Я всегда любила писать тексты, есть такой грешок. По молодости — стихи. С мужем мы путешествуем довольно много, рука сама потянулась делать какие-то записи. Так и получилось, у меня были кое-какие записи, а у Андрея — много красивых фотографий. Андрей и начал верстать блог. Сначала было что-то спонтанное, временное, а потом вошло в привычку. К тому же я понимаю, что это очень хорошее дело. Мне это во многом помогает: могу посмотреть, открыть старые записи, увлечься, поностальгировать.
     – Как хватает терпения все это систематизировать? Ведь это красиво и живо написано, грамотно выстроено, проиллюстрировано.

     – Про живость текста восприму, как комплимент мне, потому что тексты в основном пишу я. А вот по части систематизации и фотографий — это всё заслуга Андрея. Поэтому этот вопрос лучше задать ему.
Свиридова Елена__Вечер в Ялте_70х80_Холст  масло_Крым___
Свиридова Елена__Ялта_Вечер_80х60_Холст масло_Крым
     – Почему именно Крым? Чем зацепил?

     – Было наше первое с Андреем совместное путешествие — в Крым. На меня оно произвело потрясающее впечатление. Мы были юные, почти без денег, так что жили впроголодь, питались алычой и «бомжпакетами». Приехали в августе в Коктебель: его были выжжены солнцем настолько, что трава была чёрная, хрустела под ногами… Я заболела этим местом. Ярусы гор, — смена растительности, видов, климата. Здесь горы, тут же коктебельские холмы с певучими линиями, здесь же море... Потом мы стали ездить в Крым в несезон, и оказалось, что это такой Клондайк! Бывают потрясающие цветовые состояния, которых у нас никогда не увидишь. Допустим, когда выжженную солнцем траву начинает припорашивать снегом, получается такая пепельная вуаль. Изумительный колористический изыск. И всё это на побережье переходит в ярко-зелёное море малахитового цвета…
Свиридова Елена_2019_Будва_У причала_40х22_5_Холст масло
Свиридова Елена_2019_Закат в Балаклавской бухте_45х55_Холст на картоне масло_Крым
     – Когда Вы путешествуете, Вы фотографируете или пишете картины?

     – Раньше я только фотографировала, но с той целью, чтобы потом написать. Так часто и получалось. У меня много картин, состояние которых изначально было поймано на фотоаппарат. А потом как-то однажды я поехала на мастер-класс в Крым к художникам, которые мне давно нравились, они многое мне дали, это очень светлые добрые люди. Помимо всего они дали мне какую-то смелость, чтобы писать в путешествиях. И с той поры я стала это практиковать. Маленькие картоночки в рюкзак, маленькую коробку с баночками с краской вместо палитры, и ловлю впечатления. Зарисовки — это фрагменты, впечатления.
     – Отвлекать Вас во время работы нельзя?

     – Нет, можно. Просто вряд ли это получится.
     – У фотографии и картины много различий, а что у них общего?

     – Все законы общие, и они касаются не только фото и живописи, но и текстов, стихотворений. Это пластика, ритм, композиция. Без этого не получится цельный образ.
Свиридова Елена_2019_Вечер у Скадарского озера_Форт Лесендро_40х50_Холст масло_2
Свиридова Елена_2019_Фантазии Старого города_40х50_Холст масло_Черногория_Котор2
     – Вы говорили, что живописи нужно обучаться, а фотографии?

     – Конечно. Любому делу надо обучаться, чтобы что-то получалось. Другой вопрос, как ты это будешь делать: где-то в институте или сам. И, конечно, наставник не помешает, человек, который подскажет, поможет, никогда не будет лишним.
     – Какие места, помимо Крыма, дарят Вам новые идеи, вдохновение?

     – Такие места не зависят от дислокации. Бывает, возвращаюсь из Крыма в Тулу и думаю, что мне же тут нечего писать! А потом прогуливаемся вечером, и я понимаю, что вот эта улочка со старыми домиками – просто сказка.
     – А на Куликовом поле были?

     – Куликово поле произвело на меня сильное впечатление. К тому же наш друг привёз нас в лагерь реконструкторов. Ночью. Люди в доспехах, со щитами, с оружием вываливались неожиданно из темноты… Это было удивительно. А поутру была какая-то походная кухня. Все эти люди, не вышедшие из образа, брели на раздачу еды. Многие использовали свои щиты как поднос. Жаль, что в то время ещё не практиковала пленэрную живопись. Так что нужно вернуться.
Свиридова Елена_2020_На любимой улочке_40х50_Холст масло_Тула_ул Макса Смирнова_май 2020 г__
Свиридова Елена_Вечерние ирисы_60х50_Холст на картоне  масло_Тула_
     – У Вас много пейзажей. А есть что-то, несвойственное Вам?

     – Конечно, портреты, например. Натюрморты бывают, если они цветом цепляют. Раньше иллюстрации рисовала. С детства хотела иллюстрации рисовать, это и было двигателем развития художественных способностей.
     – Бывает, что Вы пишете место несколько дней, а через время оно меняется. Что делать в таком случае?

     – Пытаться писать по памяти. Тут два варианта: писать по памяти или переделывать картину, но в таком случае лучше просто начать рисовать новую картину. Если пишешь с натуры, надо стараться не оттягивать время на дорисовывание, потому что уходит и состояние натуры, и твоё состояние. Два раза в одну и ту же воду не войдёшь. Можно основное написать на пленэре, а потом какие-то детали дописать в мастерской, но только детали. Натура же и хороша именно свежестью впечатления.
Свиридова Елена_2020_Вечерняя сирень_45х45_Картон масло_
Свиридова Елена_2020_Сиреневый вечер_50х60_Холст масло_Тула_ул Петра Алексеева
     – С какими стереотипами о художниках вы сталкивались? Беретка, шарф…

     – Как-то гуляли по Арбату с одним художником, и он открыл нам страшную тайну, что настоящий художник, талантливый должен быть или бородат, или пьян. Мы посмотрели на этого художника, он был бородат и немного пьян. Мы спросили: «А что, если художник и бородат, и пьян? Тогда что?». «Ну, тогда он гений», – ответил нам художник.
     – То есть порой стереотипы могут оказаться правдой?

     – Да нет, конечно. Это все шутки. Неважно, во что одет художник и неважно, трезвый он или нет. Главное, что у него внутри.
Свиридова Елена_2020_Второй вечер лета_35х50_Холст масло_Тула_ул Гоголевская_2 июня 2020 г
Свиридова Елена_2018_Тульская осень_Старый дом_50х50_Холст на картоне масло2
     – Многие уверены, чтобы творить, нужно обязательно страдать. А Вы как считаете?

     – В этом есть доля истины. Но это какая-то глупая вещь. Разве есть человек, который не страдал? Человек, который не страдал, видимо, не жил. Поэтому, конечно, бывает и радостная живопись, и совершенно другая. Говорят, что стихи лучше пишутся в страдающем состоянии. И наверное, это правда. У человека в эйфории, скорее всего, не возникнет желания творить. В этой жизни всё-таки надо познать весь спектр эмоций. Писать, конечно, лучше в неугнетенном состоянии, потому что это настроение запечатлевается и передаётся. Нужна ли картина, от которой веет тоской или тревожностью? Всё-таки наверное, свет должен исходить от картины.
Свиридова Елена_Балаклава_50х63_5_Холст масло_Крым
Свиридова Елена_2020_Солнце Балаклавы_40х30_Холст масло_Крым
Вопросы задавали: Анастасия Косина и Алёна Матвеева,
студентки второго курса кафедры журналистики ТулГУ.
3 июля 2020 г.


Tags: живопись, мы
Subscribe

Posts from This Journal “живопись” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments