Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Красная пещера

Прекрасным солнечным и не по-осеннему тёплым утром мы отправились в наш первый в этом отпуске поход. Как же радостно было снова видеть за окнами троллейбуса долину с виноградникам, тёмные шеренги пирамидальных тополей, знакомые очертания гор! Поплыл мимо могучий Чатыр-Даг, мелькнули на фоне небес причудливые силуэты Южной Демирджи… Практически родной Ангарский перевал со стареньким троллейбусом на постаменте… Сегодня нам дальше!
     Мы доехали до Перевального. Забежали на заправку на повороте, купили воды — с утра в Алуште от нашего домика до остановки ни одного работающего магазина не встретилось. И свернули направо. До Краснопещерного урочища идти всего-то километра три. По асфальту идти не интересно, так что мы пошли по чудесной грунтовочке вдоль весело журчащей речки Кизилкобинки. Кругом царила красота, нарядный свет солнца, красивые тени — всё казалось нам великолепным. Солнце начинало припекать, и Лена уже сожалела, что не успела купить солнцезащитного крема. И размышляла над вопросом: стоит ли снимать надетую с утра тёплую одежду, или всё же дотерпеть до пещеры?

Очередной поворот вправо по карте обещал самый ближний путь к пещере. Изгиб грунтовки был живописен, в обширной луже брода через речку отражалась небесная синь. Мы свернули, забирая понемногу в горку. Слева от нас, опускаясь всё глубже вниз, тянулись чьи-то крыши и заборы. Делалось реально жарко!
     Грунтовка привела нас к запертым деревянным воротам. Просто упёрлась в ворота — и всё. И как-то сразу стало ясно, что дальше хода нет. Это были не просто ворота — огромные врата в высоченной стене из цельных могучих брёвен. Над ними возвышалась деревянная башня. Упс…
     Картинка была как из кино. Как позже оказалось — так оно и было. Мы вскарабкались на земляной вал слева от ворот. И обалдело взирали вниз.
     Деревянные строения, мостки, заборы… Город из глубокого прошлого! Понятно было, что тут не пройти. Снизу была какая-то жизнь, кто-то ходил меж строений. И мы, щёлкнув для истории пару кадров и тихо ругаясь про себя, спустились вниз. Надо было возвращаться к развилке…
     А оказался этот обидно загородивший дорогу артефакт парком «Викинг». Любопытно, конечно — но загораживать дорогу, которой уже, по словам местных, 70 лет народ ходил в Красную пещеру… Судите сами, какие мы испытывали эмоции!
     «Кинопарк «ВИКИНГ» — первый в России и крупнейший в Европе культурно-исторический центр. Оживший борг (город) эпохи викингов VIII-XI веков создали в Крыму рядом с долиной Красной пещеры Кизил-Коба. Считается, что именно здесь сосредоточены «места силы» с мощной положительной энергетикой. Теперь здесь ожила легенда — легенда о викингах. Для создания поселения эпохи раннего Средневековья использованы декорации художественного фильма «Викинг».
     В общем, благодаря «Викингу» нам пришлось идти в обход. Лена скинула с себя тёплую одежду — правда, пришлось из тонкой термушки сымпровизировать себе нарукавники, чтобы не спалить кожу на нешуточном солнышке. И мы шагали через какие-то полянки — поспешили свернуть (не сворачивайте на этом пути вправо!). В лесочке через речку вёл мостик к каким-то заборам… Но мы решили не рисковать, и снова вернулись к основному пути.
     Пришлось выбраться на асфальтовую дорогу, чтобы обойти все эти парковые «безобразия». Их тут не мало — прошли парк динозавров, парк птиц за деревянным забором. Вот и надпись на деревянных вратах — «Ландшафтно-рекреационной парк «Викинг»». И кафешка при нём, в соответственном стиле.
     А мы — дальше, мимо прудика, через который — мостик, и вот мы уже на обширном открытом пространстве, у деревянного заборчика, где множество деревянных скульптур блестит лаком на солнце. Вот избушка на курьих ножках с мельницей, деревянная Баба-Яга с очень добрым лицом, с вороном на плече, а на избушке — стрелка с надписью «Долгоруковская яйла». Надеемся, что это наш дальнейший маршрут после Красной пещеры. А сейчас нам — вправо, по тропке через лес.
     На тропке — тоже указатель. Всё верно, дорожка к Кизил-Коба. И тенёчек долгожданный, речка журчит по камешкам. Приятная прохлада, мы стоим в тени буков и вязов, и Лена снова с диктофоном. Здесь чудесно — отдохнуть, остыть от палящего солнца… И в путь!
     Но сперва надо взглянуть на водопад Су-Учхан. Он тут же, по правому ответвлению дороги — в глубине урочища. Немного не доходя до водопада, мы нашли геокэшерский тайничок под корнями большого орешника. В поисках пришлось немного полазить по крутым склонам, усыпанных фундуком! И Лена не преминула между делом насобирать добрую треть рюкзака этих лесных даров. Порадовались наконец-то найденному тайничку, взяли магнитик, положили китайскую сувенирную монетку. Записались в дневничок — и теперь самое время было ссыпаться обратно на тропу и двигаться дальше к водопаду. Причём не по камням-валунам, как в былые годы, а с комфортом — туперь тут соорудили деревянные мостки с перилами, время от времени делавшиеся лесенками.
     Водопад оказался очень симпатичным — несмотря на то, что воды было маловато по случаю засухи. Местные гиды вещали, что по напору он обычно не уступает Джур-Джуру. Сейчас вода вяло струилась по узкому перешейку, сплошь заросшему зелёным мхом. Судя по всему в Хапхал мы этой осенью не полезем… Вокруг росли какие-то пушистые цветущие кустики. Всё это вместе было очень красиво — сверкающая вода, тенистые теснины из светлых камней с меховыми зелёными боками, блики солнца в озерцах и заводях… А кругом темнели маленькие пещерки, и атмосфера была немного загадочной, таинственной и дремучей. Легко было представить, как здесь ходили какие-нибудь первобытные животные. Кто-то из проходивших мимо говорил про мамонтов, а Лене представлялись динозавры. Отлично вписались бы в ландшафт, просто хоть очередной «Юрский парк» снимай…
     Побродив вокруг водопада в бесплодных поисках хоть каких-нибудь ракурсов, мы решили, что здесь достаточно уютно, чтобы устроить небольшой привал. И перекусили под журчание воды, глядя, как дробится солнце в зеленовато-охристых ванночках меж камней. Мостки-лесенки вели дальше, спускаясь обратно по противоположному берегу ущелья. Мы немного спустились по ступеням, и окончательно убедились, что маршрут ведёт вниз. Так терять высоту и время было обидно. Обидно, путешествие по ущелью могло сулить определённые красоты, и если б мы знали, от полянки с беседками поднимались бы по мосткам по противоположному берегу! Мы ещё раз прошли мимо водопада и по деревянным ступеням пошагали назад, к развилке с поворотом на Красную пещеру. Была, правда, и тропка прямиком от водопада, траверсом по скалам, но у первой же узкой полочки с осыпавшейся тропинкой она была признана Андреем излишне экстремальной. И мы приняли решение продолжить дорогу цивилизованным путём.
     Довольно круто взбирающаяся вверх дорога быстро привела нас ко входу в Красную пещеру. На прохладной, тенистой полянке неподалёку от входа мы принялись переодеваться и менять объективы на камерах. К нам тут же прибежала очень милая кошечка — песчаного цвета, показавшегося нам даже немного красноватым. Под цвет названия пещеры. Она интересовалась нами, конечно же, в плане кормёжки. В общем, наша встреча с кошкой закончилась к обоюдному удовольствию. Кошка была накормлена и умуркалась у Лены на коленях. Ненадолго — у нас ещё были планы на день помимо пещеры!
     Купив билеты, мы сразу присоединились к как раз собравшейся экскурсии — и отправились в глубину. Холодную, тёмную, как нам показалось сперва — но очень интересную.
     Поприсматривавшись к темноте в первом зале, большом и заполненном ритуальными инсталляциям из костей и черепов — реконструкция святилища кизилкобинцев — мы следом за экскурсоводом нырнули в тёмные глубины. Впереди 500 метров оборудованного маршрута, галереи и залы, различные натёчные образования и, изюминка пещеры — хозяйка-река… Наш гид успокоил нас: если не успеете что-то сфотографировать, не волнуйтесь, на обратном пути снимайте сколько влезет! Спасибо, добрый человек! Мы, конечно же, так и сделали. И все эти пещеры, туннели, переходы, лестницы, подземные реки и озёра обошли позже со вкусом, в одиночестве, любовались, проникались, снимали видео и фото… Красиво! Впечатляюще! Гулко, сыро, загадочно! Какие потёки на стенах и потолке, какие жутковатые и завораживающие фигуры! А как колдовски светится вода в подземном озере! И кажется, будто это не вода даже, а просто зеленоватая дымка, туман на дне — пока кто-то не бросит монетку, и тогда вдруг по невидимой до того глади вдруг бегут круги…
     Забегая вперёд, надо сказать, что эта пещера была единственной, где нам позволили гулять всласть. Не выгоняли, не гасили свет… И мы выбрались наружу исполненные впечатлений! Всё-таки одно дело — ходить по подземелью с экскурсией, и совсем другое — одним, во мраке и тишине…
     Кизил-Коба — самая протяженная пещера Крымского полуострова. По сути — это целая система нескольких, cвязанных между собой пещер, имеющих отдельные выходы на поверхность. Множественные ответвления этой системы весьма слабо изучены на сегодняшний день, ведь они простираются в толще гор более чем на 27 километров! Дорога к пещере пролегает вдоль реки, которая образуется при слиянии многих ручейков, вытекающих из недр пещеры. Именно эта река и является творцом Кизил-Кобы: миллионы лет просачиваясь по тектоническим разломам Долгоруковского массива, она постепенно размывала, растворяла породу, так появлялись галереи и залы, лабиринты и ответвления многих этажей. Но вода в пещере — это еще и великий декоратор, ведь капля за каплей срываясь со сводов, она обеспечивает рост натечных образований, которые и формируют красоту подземного царства, составляют убранство пещеры. Общая протяженность реки под землей достигает 13 км.
     В месте, где впервые подземный поток появляется на вид посетителям, заканчивается «Грибоедовская галерея», названная так, соответственно, в честь посещения пещеры А.С. Грибоедовым. Далее маршрут проходит через проход «Горло-Шаманского» за которым начинается абсолютно новая часть пещеры, открытая только после 1957 года, ранее путь дальше преграждала массивная глиняная пробка. В этой части находятся одни из красивейших залов — «Индийский» и «Академический», в котором экскурсионная тропа делает резкий поворот вправо и выводит мимо «Аргентинского зала» к предсифонной площадке, которая является местом окончания экскурсии. Начиная с этого места продолжать движение можно только вплавь по подземной реке, через первый из шести сифонов, который скрывает за собой огромное число залов, ходов и ответвлений. Но такое путешествие можно совершать только в специальных гидрокостюмах, и это — температура воды даже летом не поднимается выше 9 градусов.
     Примерный возраст Красной пещеры 2,5 миллиона лет, за это время, спускаясь в своем неукротимом движении все ниже и ниже, река успела промыть несколько этажей, только в ближней части их выделяют шесть. Во время экскурсии можно осмотреть два нижних этажа: по первому протекает река, а по второму проложены удобные дорожки, специально для экскурсантов. Верхние этажи пещеры никак не оборудованы, что, вместе с наличием большого количества мест с низкими сводами, делает передвижением по ним весьма затруднительным. Несмотря на внушительный возраст, Кизил-Коба — это живая система, которая до сих пор продолжает свой рост, так что с каждым годом она становится все больше и больше.
     Выбравшись наружу из пещеры, мы снова переоделись в летний вариант одежды, и на обратном ходу задумчиво посмотрели на тропу, которая крутым сыпучим серпантином вела вверх от указателя на Долгоруковскую яйлу. Андрей на карте вычитал, что называется она «Пьяная», и охранник на входе, с которым мы посоветовались, сказал, что лучше бы нам туда не ходить, поскольку тропа действительно сыпуха, экстремальная, и мы от неё отказались.
     Спуск назад оказался сложнее подъёма, поскольку дорога была крутой и каменистой. И поэтому мы даже малодушно подумывали отменить путешествие на яйлу — времени оставалось не так много. Однако, спустившись до развлекательного парка, мы свернули на тропинку вверх — и как-то незаметно, потихонечку поднялись над Краспопещерным урочищем к Долгоруковской яйле.
     На яйле был ветерок. Солнышко зашло за лёгкие облачка, сделалось очень комфортно, и мы с новым энтузиазмом зашагали по каменистой дорожке. Однако на яйле нас ждал один ожидаемый, но от этого не менее неприятный минус. Дело в том, что там было бешеное количество мух. Просто какое-то нереальное полчище мух! Когда дул ветер, их было не так заметно, но стоило наступить лёгкому затишью, как мухи тут же облепляли нас с головы до ног, и ощущения были крайне неприятными. Это было не то чтобы больно — мухи не кусались — но очень дискомфортно, поскольку они щекотали, норовили залезть в глаза, в уши, в нос — причём в самом прямом смысле слова. Мы дошли до первой на пути вершины — Янкой-Баир (883 м) — и решили, что достаточно пообщались с мухами. Посмотрели на пройденный километраж, прислушались к своим ощущениям — и приняли решение спускаться здесь. Так как до начала следующей тропы вниз надо было топать на каменистой яйле ещё час и в горку. С мухами!
     На спуске на одном из очень удобных камешков мы немного перекусили. Правда, к нашей досаде, исчезнувшие было мухи тут же образовались вокруг нас. Но делать было нечего. Мы поели в их компании и двинулись дальше.
     Очень скоро тропа благополучно потерялась, пришлось чуть вернуться, чтобы продолжить спуск по изгибающемуся отрогу. Эпизодически тропинка снова и снова терялась и путь сбивался в буераки и овраги. И только уже ближе к окончанию спуска мы таки выбрались на утерянную нами тропу.
     Вокруг царила потрясающая красота, солнышко было уже низко, оно золотило жёлтые деревья вокруг нас, скумпии сияли всеми красными и оранжевыми красками. А если обернуться назад на яйлу — она, как и обычно солнечным вечером, была удивительно яркой, золотой на фоне потрясающе-голубых небес. Мы шагали вниз, уже слегка прихрамывая, но всё равно не забывая любоваться окрестными красотами. Сказочно светились в солнечном свете травки, подсвеченные вечерними низкими лучами, дорога была очень красивой. Но нам уже не терпелось пойти наконец по ровной поверхности.
     Через некоторое время снизу донеслись детские голоса. Это была детская площадка, довольно живописная, к заборчику которой мы в конце концов и выбрались. Здесь были чудные лужайки под деревьями, со множеством качелей и прочих аттракционов. Взрослые пировали, дети развлекались. Мимо всего этого великолепия мы прошагали к уже знакомой нам развилке.
     Посидев и поправив шнуровку ботинок у той самой, уже знакомой нам Бабы-Яги с вороном на плече, мы зашагали в обратный путь. По дороге купили в кафе с одноимённым названием «Викинг» бутылочку пива и большим удовольствием её распили на ходу. Солнышко было совсем низко, оно сияло оранжевым, клонилось к горизонту, горы позади нас сделались сиренево-лиловыми, и мир вокруг был прекрасен. Он начал пахнуть прекрасным летним крымским вечером, так по вечерам пахнет только в Крыму.
     Когда мы выбрались на дорогу, солнышко уже кануло за линию гор. Мы — к нашей досаде — пропустили один троллейбус, поскольку кнопка включения перехода на шоссе не работала. Но в конце концов каким-то чудом переход всё-таки включился, и через двадцать минут мы уехали на следующем троллейбусе.
     И Лена, помня о рукавах термушки под жарким солнышком, не забыла зайти в аптеку за солнцезащитным кремом… А после похода по магазинам луна провожала нас к нашей металлической калиточке в стене. И снова был чудесный ужин в беседочке на улице. И мы принялись готовиться к завтрашнему походу, мечтая о новом путешествии и строя планы…
4 октября 2020 г.
27440 шагов. 22,4 км

Tags: Кизил-Коба, Крым, Шестой месяц лета

• Опять пора менять шубки

В прошлую субботу нам с мамой наконец-то удалось погулять в парке. Всю зиму в силу возраста и вследствие так называемой «барической…

• И снова 2012 — ЖЖ дарит красивые воспоминания!

И снова 2012! День в день, и почти час в час. И цифры одинаковые: 2012/2021! Много из того года приятного приходит. Вот, как этот пост.…

• Праздничные забавы

Этот пост был опубликован 9 лет назад! Тогда у нас ещё были Пентаксы — другая эпоха! Давно уже путешествуем с Олимпусами — они надёжнее и…