Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Пешком по берегу моря

На второй день осеннего отпуска мы решили воплотить в жизнь давний интерес — прогуляться пешочком до Алушты, начиная от лагеря МЭИ, почти что от Сатеры. Утречком вышли из нашей калиточки на крутом спуске — и сразу за поворотом встретили наше такси — ловить редкий автобус до Солнечногорского очень не хотелось, к тому же от остановки «по требованию» пришлось бы возвращаться по трассе до нужного нам поворота. Таксист эти самые извилистые 14 км Судакского шоссе преодолел с ветерком — даже холодновато было из открытых окон. И вот мы выходим в сияющий совсем ещё летними красками мир! Впереди у нас 8 км незнакомого побережья, к которому ещё надо спуститься…

И вот — стоит солнечный день, уже довольно жаркий, несмотря на то что время раннее, а мы шагаем чудесной дорогой посреди сосен, пахнет разогретой хвоей, Лена тащит с собой художественные принадлежности. Возможно, будет этюд, возможно — будет купание. Ура!
     Прошагав грунтовкой по хвойному лесу, мы вышли на площадку над обрывом. Просто обалдеть! Под нами — обсерватория! Огромный белоснежный радиотелескоп над синим морем. Невозможно огромный! Здесь наблюдают за приближающимися к Земле астероидами. Что с ним делать, если заметят — не очень понятно, но отслеживают. Ну и вид отсюда! Реально — обалдеть!
     От площадки, где мы стояли, видны были море, горы, Аю-Даг, и где-то здесь на крутом склоне мы должны были сейчас отыскать тайник. Обязательно на крутом склоне — ну а как же? Внизу, на осыпи, которой заканчивалась пожарная просека, среди сваленных сюда какой-то техникой комьев земли и завалов из веток и стволов, змеились корни сосен. Под одной из них следовало вырыть кэш, и Лена, сдав Андрею свой рюкзак, начала осторожный спуск…
     В поисках тайника Лена сползла по осыпи далеко вниз, перерыла кучу корней у сосен, но так ничего там и не обнаружила. В конце концов, взмокнув от этой рискованной гимнастики, Лена решила, что физических упражнений на сегодня достаточно, и поднялась наверх.
     Несмотря на то, что кладоискательство успехом не увенчалось, место тайника всё равно было признано зачётным! Упоительно пахло хвоей, и нам очень нравились виды вокруг — незамысловатые, но изысканные по цветам. Замечательная полынь серебрилась под солнцем, синели в дымке далёкие горы, светились тёплым рыжие стволы сосен и оранжевая подложка из опавшей хвои. Не будь у нас впереди дальнего странствия — так Лена, пожалуй, прямо тут и расположилась бы на этюды. Но Андрею здесь развлечься было бы нечем, скучал бы в ожидании, да и спёкся бы в нарастающей жаре. К тому же было тут всё же немного стрёмно зависать — как-никак под нами секретный объект, а мы все в камерах, мало ли что… И так на обратной дороге через лес встретился газик с военными в камуфляже, и мы слегка занервничали — мы же проигнорировали пожароопасные запреты. Военные высадились на обочине, принялись переодеваться, а мы бочком-краешком, окольными тропками, пошуршали потихоньку восвояси по шишкам… В общем, прокружились-покружились через сосны, да и вышли назад к дороге. Кое-как ссыпались на асфальт — высоковатая-таки была ступенечка с хвойного склона! И начали спуск к морю.

И вот мы радостно шагаем по дороге, а позади нас — прекрасные горы: Аленга на Южной Демирджи. А восточнее — Диплис, такой памятный и любимый. Он весь в оранжевой скумпии. Горы нарядные, полосатенькие, с выходом белых камней… И Базарбай на переднем плане, тоже памятный по фантастическим видам с него… Всё как на ладони, сколько раз хожено-перехожено, сколько впечатлений и воспоминаний! Красота неимоверная, руки так и тянутся фотографировать, но далековато…
     Путь наш был извилист и загибист! Дорога петляла, но Лена загибы спрямляла. Андрей цитировал Ивасей: «Ты жухаешь»! А она сбегала по сокращёнкам, а потом ждала Андрея в тенёчке. А внизу, под серпантином, виден уже был распадок меж гор, под жёлтыми скалами, и дорога ныряла там явственно за заборы, тянулись там крыши домиков, база отдыха НИИ — а сможем ли мы проникнуть туда?..
     У закрытой калитки нас облаяла собака. Но когда мы приблизились, собака ушла лаять за калитку. Мы поняли, что опасности нет. Собака была просто сигнализацией, а на её лай пришёл охранник. Мы спросили его, можем ли мы пройти к морю, и он любезно открыл нам ворота. «Да пожалуйста! Мой же телефон на заборе висит, вы чего не позвонили?» А что было звонить? За нас всё собака сделала…
     Так мы и зашли на территорию лагеря МЭИ. Тут было очень славно: домики-теремки, беседочки, и вообще уютненько. Замечательное местечко для отдыха, да и для прогулки вполне! Так что мы гуляли, любовались, получая удовольствие от этого довольно милого мирка.
     Скоро мы вышли к морю. Оно искрилось впереди, уже совсем рядом. Мы прошли мимо ракушки — летнего кинотеатра, ностальгического, будто из советского прошлого. Лавочки под навесиками, аллея в туях. Изумительное место, прямо отдохновение души!
     Мы перекусили на очень уютненькой лавочке под навесом в тенёчке, и вышли на берег моря. А на берегу царил разор, всё разбито, последствия шторма. Безлюдно — так же, впрочем, как и на самой базе. Но купаться пока не стали — как-то неуютно тут. Теперь нам, надеемся, что всё время, то есть без преград, вдоль кромки моря — 8 км до самой Алушты — найдём, где искупнуться. И вот мы идём берегом под осыпью, вдоль какой-то подозрительной трубы. Ржавая, мятая, она имела неживой вид. Над трубой возвышались странные артефакты — железобетонные опоры, явно задуманные как опоры для труб. Но те, кто их ставил, явно не подумали о штормах — видать поэтому трубу на покосившиеся опоры класть не стали, а бросили прямо на берег…
     А дорога по берегу оказалась вполне сносной. Галечка была ходибельной, что не частый случай! Трубы продолжали нас сопровождать. Шелушащиеся от ржавчины, всем своим видом они говорили, что уже не используются. Бакланы сушили крыла на камешках. Мы свернули за поворот, местность стала чуть-чуть более радостной. Мы увидели Аю-Даг, береговую линию. Красиво!
     Чуть позже выяснилось, к нашему удивлению, что трубы таки живые! Мало того — по ним явно текла горячая вода! Это выяснилось, когда обнаружился бьющий из дыр горячий пар… Потрясающе! Берег начинал напоминать долину гейзеров. Вот это «рачительность»! Трубы мало что дырявые и валяются прямо на гальке под своими бывшими опорами — так ещё и лысые, совсем без термоизоляции…
     Мы нашли место для купания на первом же пляже Семидворья. На пляж мы проникли через лаз в заборе, однако — дорогой достаточно торной. Как видно, народ тут ходит уверенно и постоянно. И мы чудесно покупались. Море было волшебным, тёплым и чистым, его прозрачные зелёные волны призывно шелестели галькой. На пляже кроме нас было всего два человека, поэтому мы не парились с переодеванием, а просто занырнули голяком. Наплававшись, мы сидели на бережочке и отдыхали, глядя как играет в морской воде солнечный свет. Андрей нашёл Лене камешек красивой расцветки — сказал, в научных целях, чтобы Лена его рассмотрела, описала и сфотографировала. Лена полюбовалась, подумала — и к научным целям добавила забирание камешка с собой. Пусть будет — на память!
     После купания выяснилось, что мы на территории пансионата «Семидворье». Здесь Лена высмотрела себе симпатичный сюжетик, и немножечко попленэрила. Андрей тем временем ходил по окрестностям, разведывал местность на предмет свободного прохода по берегу, а Лена написала пейзажик. Вот тут как раз тому было самое место — и тенёчка много, и ветерок свежий, и интересного вокруг хоть отбавляй! Закончив этюд, Лена пришла к Андрею в облюбованный им чудесный скверик по соседству, тенистый, уютный, вообще абсолютный Парадиз! Прохладно, деревянные скульптуры, лавочка, шумит море, его синюю полосу видно сквозь строй тёмных кипарисов. Мы посидели, пообедали — и отправились разведанной путём.
Свиридова-Елена_2020_Семидворье_40х50_Холст-масло
     Удивительно, сколько интересного преподнесло нам это путешествие вдоль побережья! Совсем скоро мы очутились среди высоченных пафосных зданий дорогих отелей — неожиданное место после береговой линии со ржавыми артефактами! Вокруг всё цвело — олеандры, гранаты, ещё какие-то незнакомые цветы. Пространство было просто напичкано разнообразными скульптурам и скульптурками. Металлические павлин с павлинихой, грифоны — абсолютно потрясающие, забавно-пафосные, на колоннах, на фоне неба с бегущими облаками. На камне лежал огромный якорь. И какой-то белый олень парил в небесах на горке над всем этим великолепием.
     А потом мы шли по набережной вдоль корпусов гостиницы «Эллада» с выходящими прямо к пляжу патио номеров первого этажа. Этакие беседочки, заросшие виноградом, либо олеандрами — с качельками, с дастарханами, с занавесочками, всё в тенёчке, нимфы всякие скульптурные выглядывали из зарослей. В общем, выглядело всё это исключительно привлекательно, уютно, и мы представляли, как там внутри комфортно и прохладно. А вот сама набережная была абсолютно лысая, заложенная плиткой, и было на ней адски жарко.
     В магазинчике, где Андрей покупал Нахимовское пиво, пока Лена месила краски, мы купили Трёхсосённого. А ещё — кефира и булочку. Трёхсосённое оказалось похуже Нахимовского на вкус, но Нахимовское уже всё раскупили, да к тому же мы в царившей (октябрьской!) жаре были рады любому пиву! Очень кстати нашлось на пляже местечко в тени — спасибо какому-то курортному сооружению, растущему прямо из гальки! — и мы спустились по лесенке, уселись на камешке. Шумели волны, прогуливались чайки, кося на нас окаянными жёлтыми глазищами. Сладкая булочка под кефир, пиво и шелест прибоя, с запахом моря и свежего ветерка — что может быть прекраснее в неспешном странствии?
     Прогулявшись по берегу, этак по камешкам, по камешкам, по безлюдному берегу под бедлендами, мы в конце концов доковывляли до местечка, которое приглянулось в плане захода в воду. Море тут, увы, было уже не таким прозрачно-чистым, усилившийся прибой поднял со дна буроватую муть, но мы сочли, что это можно стерпеть. Людей в непосредственной близости не было, далёкие купальщики не в счёт. И мы опять нагишом вполне комфортно искупались. Побултыхались в поднявшихся волнах, посидели на бережочке, обсохли. Солнце тем временем предсказуемо скрылось за склоном ближайшего к нам беэдленда. По этой причине справа и слева от нас был ещё солнечный берег, а у нас — уже тенёчек. Но мы уже вполне насладились купанием, а потому с готовностью встали — и продолжили движение по побережью.
     Мы прошли ещё немножко вдоль берега, полюбовались прекрасными чайками — и вышли к туристической стоянке в урочище Аян-Дере. А Лена всё никак не могла распрощаться с морем, всё смотрела, как светятся лучики солнышка, откуда-то каким-то чудом пробивающиеся на самом гребне пенной волны. И камни на берегу тоже были прекрасны. И бакланы на волнорезе были прекрасны, и рыбаки в закатном свете. Любоваться бы и любоваться, не уходить никуда с прибрежной гальки… Но при этом так замечательно оказалось наконец идти по твёрдой почве!
     На пляже у дома отдыха «Эврика» было просто замечательно! Всё вокруг утопало в клумбах и в цветах. Бордюрные сиреневые цветочки, шапками, густыми яркими облаками — в нашей полосе тоже растут по осени подобные цветы, но у нас они высокие, и совсем не такие густые, тут же — просто будто краску пролили! И летают над цветами «колибри» наши любимые, мечутся как бешеные — пушистенькие бражники, и впрямь в полёте и зависании над цветками удивительно похожие на крохотных ярких птичек. А какие здесь розы красивые! Ну это просто потрясающе! И красные, и розовые, и жёлтые с розовым. И олеандры цветут — будто и не октябрь вовсе, а лето в самом разгаре! В общем, мы налюбовались, нанюхались, нафотографировались. Но эта чудная территория заканчивалась…

Сразу после Аян-Дере мы вошли на территорию кооператива «Дельфин». Тут же радостно, хором его вспомнили, как мы дошли сюда зимой 2014-го, пройдя через эллинги, как зашли в магазин «Пять камней», что-то купили и пошли обратно. Сейчас магазин закрыт, но, собственно, он нам и не нужен. Просто мы обрадовались тому, что его вспомнили. И движемся дальше. Местность тоже очень хороша. Лежачки, а справа такие милые клумбочки! Ой, какие пушистенькие! Какие белые цветочки! Чудно! И запах стоит — чистый мёд!
     Не с первой попытки мы выбрались из кооператива — потому что не сразу заметили проход по берегу, и в итоге мотнули изрядно вверх по лестницам. Пришли, естественно, в тупик, очутились на площадке меж высоких домов, где единственной перспективой был выход на трассу. Конечно же, вверх мы не пошли, а отправились вниз, уже знакомыми лесенками. Где благополучно нашли маленький дикий проходик на заброшенную часть побережья с заброшенной стройкой, и по ней добрались до эллингов.
     Удивительно колоритное место! Второй раз мы восторгались этими заповедными уголками, лодочками, лепящимися друг к дружке балкончками, лесенками, резиновыми кругами, всяческой амуницией, магазином, который можно было определить только по надписи, множеством кошек и собак. Особенно нас порадовала палаточка, стоящая на настиле над водой. Из палатки торчала труба печки, металлическая, у палатки стояли шайка и веник для бани. Рядом с шайкой сидела кошка. Баня! В туристической палатке!
     Жаль только, что этот прекрасный кусочек, исполненный неповторимого колорита, так быстро заканчивается, он совсем маленький. И вот уже мы, наснимавши вдоволь, выходим за его пределы. А Андрей вдруг взял да и развернулся назад! Пошёл снимать всё на видео. Молодец, жаль было бы не запечатлеть на видео это чудо! И Лена, последовав за ним, успела немного пообщаться с местным жителем, наблюдавшим наши «танцы с бубном» с балкончика второго этажа. «Да, мы блогеры. Но не собираемся писать про эллинги никаких гадостей! Честное слово, нам тут просто очень нравится»!
     А на границе рыбацкого посёлка — чудо чудное, целая лужайка-инсталляция, и всё вокруг — из камешков! Да с такой фантазией! И опять у нас улыбки до ушей, так тут всё затейливо и мило!
     И снова дорога наша шла вдоль моря, вдоль моря. И было ещё очень много прекрасных клумб с разнообразными цветами, с разноцветными ромашками, которые мы не знаем как называются, и с теми прекрасными то ли герберами, то ли георгинами, которые страшно напоминали Лене целой серией запахов и картинок её детство, походы по соседним турбазам, на базе отдыха под Одессой, которая называлась «Орбита».
     А ещё на этой дороге было очень много красивых, замечательных котиков. Сначала были чёрно-белые, очень общительные киски, а потом прибежал рыжий кот. И ещё повстречались два умилительных персонажа полосато-рыжеватой расцветки, трогательно похожих между собой — явно родственники… А затем мы наблюдали вечернее кормление котов, коллективный ужин. Вызывались коты стуком по трубе, они сбежались на стук из всех углов и дружно приступили к трапезе.
     Потом, уже в подступающих сумерках, мы пришли на участок улицы вдоль набережной, который напоминал канал. И поэтому каналу плавали машины. Первая из них была с высокой подвеской, а за вторую мы всерьёз переживали. Но легковушка, к нашему облегчению, переправу прошла с честью. Вокруг уже совсем вечерело, на огромном корабле, который так порадовал Лену в первый вечер, зажигались огонёчки. Теперь Лена могла видеть корабль целиком, а не только его огни. Потрясающе пахло хвоей, шумело море. Мы входили в Алушту.

Мы обошли какую-то закрытую территорию, прошлись немного по городу, и вскоре уже двигались аллеей, над которой сияла яркая иллюминация. Мы не сразу узнали это место, но вскоре поняли, что подходим к тому месту набережной, где находится ротонда с надписью «Алушта». Решив задачку виртуального кэша, мы от ротонды направились уже знакомой набережной, которая по-прежнему шумела, гуляла и мигала огнями — к нашей улице. Колесо обозрения не работало, фонтан был выключен. Мы быстренько дошагали до нашего дома, где спали в бассейне черепашки и беседочка с синими огоньками гостеприимно ждала нас на ужин.
     За ужином мы познакомились с нашими новыми соседями. Они поселились в одной из комнат на нашей площадочке. Татьяны — мама и дочь — и мальчик Ярослав — оказались очень милыми людьми и приятными собеседниками. Татьяна спросила Лену о хороших местах для купания в Алуште, Лена ничего вразумительного ответить не смогла, но завязался разговор, и выяснилось, что соседи наши — тоже большие любители ходить по горам, да и вообще — путешествовать. Мы провели вместе в беседочке чудесный ужин, в результате чего Андрей пригласил наших новых знакомых отправиться вместе с нами на следующий день на Ангарский перевал и устроить прогулку через Эльх-Кая к Пахкал-Кая и перевалу Фуна. Лена планировала там писать, а наши новые знакомые — прогуляться по тропам от перевала Фуна. На том мы и порешили…
5 октября 2020 г.

Tags: Алушта, Крым, Шестой месяц лета, море

Posts from This Journal “Шестой месяц лета” Tag

• Караньские высоты

В продолжение сегодняшнего похода наш путь из Флотского лежал на Караньское плато. Тропиночка от сельского кладбища повела вверх,…

• Бирюзовое сердце

В качестве первого похода в окрестностях Севастополя мы выбрали посещение Кадыковского карьера, эффектные фотографии которого в 2020…

• Снова осень. Севастопольский пленэр

Осенью 2020 года в Севастополе состоялся проводимый Арт-отелем «Украина» давно ставший традиционным Севастопольский академический…