Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Category:

Третьяковка. Эскизы Васнецова


    В ближайшую субботу по всему миру будут праздновать День, а заодно и Ночь, музеев. И вот, изучая программу планируемых мероприятий, как-то вспомнилось, что у нас осталось очень много фотографий с прошлогоднего посещения Третьяковки. Мы ведь не только на выставке Коровина были — мы целиком обошли экспозицию «Искусство XX века» и выставочные залы здания на Крымском Валу и целиком обошли «классическую» экспозицию в главном здании в Лаврушинском переулке. Но что-то тем летом отвлекло и почти готовый фоторассказ осел в архиве — постараюсь на этой неделе всё же показать, что нам запомнилось от того большого музейного похода. Вдруг кто-то планирует провести субботний день и вечер в зала Галереи, а эти заметки послужат своеобразным катализатором — нам было бы приятно. А запомнилось, на самом деле, всё — впечатлений осталось «вагон и маленькая тележка», вполне хватило на год… Но одно из самых ярких — это скромная выставка Виктора Васнецова «Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве» из запасников Третьяковской галереи. Её до сих пор можно посмотреть — выставка продлится до 18 августа. И именно сегодня захотелось о ней вспомнить…

    Принять участие в оформлении интерьера только что отстроенного Владимирского собора в Киеве — храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси, — Васнецову предложил историк искусства и археолог профессор А.В.Прахов, руководивший внутренней отделкой собора. Не сразу согласившись, поскольку считал «дело по значению и величию... чрезвычайно серьёзным», живописец посвятил ему десять лет жизни.


«Радость праведных о Господе». По клику — на весь экран.

    Васнецов, сын сельского священника, учившийся до поступления в Академию художеств в духовной семинарии, подошёл к выполнению росписей с глубокой верой в то, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма», и с пониманием колоссальной ответственности, стоящей перед живописцем. «Это уже поистине и дело народное и дело высочайшего искусства», — писал он В.Д.Поленову.
    Тщательно готовясь к предстоящему труду, художник совершил путешествие в Италию, где познакомился с памятниками византийского искусства, затем, уже в Киеве, куда переехал из Москвы в 1885 году, изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.








    Во Владимирском соборе Васнецов при участии помощников выполнил основную работу — расписал весь центральный неф храма, три стороны столпов, отделяющих центральную часть собора от двух боковых нефов, и среднюю часть хор. Всего было создано 15 композиций и 30 отдельных фигур святых в полный рост. Среди них «Радость праведных о Господе» в барабане главного купола; «Страшный суд» на западной стене; «Бог Саваоф» и «Распятый Иисус Христос» — на плафонах главного нефа…


«Распятый Иисус Христос»


«Бог Саваоф»


«Страшный суд»

    П.М.Третьяков высоко ценил творчество Васнецова. Беспрецедентным стало поступление в галерею в 1893 году почти всех подготовительных работ к росписям в соборе. Помимо эскизов к росписям на выставке экспонируются раритетные издания и документы, отражающие этапы создания художником монументально-декоративного убранства храма.
    И хорошо, что выставка расположена в залах, завершающих экспозицию главного здания — очень яркая точка от посещения музея остаётся, так сказать, с сильным послевкусием… Хотя не показать самые знаменитые работы художника, собирающие просто толпы зрителей, было бы неправильно. Тем более, что на официальном сайте Третьековской галерее представлены далеко не все и, по какой-то печальной традиции, с отвратительной цветопередачей. Не скажу, что наши фотографии — идеальные репродукции, но, даже снятые обычной «мыльницей», выглядят лучше, чем во многих дорогих альбомах, не говоря уж об Интернете… Но лучше, конечно, один раз увидеть — своими глазами!


«Богатыри»


«Три царевны подземного царства»


«Алёнушка»


«Витязь на распутье»


«Иван Царевич на Сером волке»


    P.S.Васнецов Виктор Михайлович. Обучался с перерывами в Императорской Академии художеств (ИАХ) в 1868–1874. Посетил Францию (1876–1877) и Италию (1885). Действительный член ИАХ (1893–1905). Почётный член многих российских и иностранных учебных и художественных учреждений. Принимал участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка С.И.Мамонтова (с 1880-х). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878), художественного союза «Изограф» (1917), Союза русских художников (с 1918) и других объединений. Васнецов занимает особое место в русской исторической живописи второй половины ХIХ века, он является основоположником национально-романтического направления. С 1880-х обратился к национальному эпосу – былинам, сказкам. Начав творческий путь с реализма, в дальнейшем пришёл к декоративно-монументальному неорусскому стилю. В 1885–1896 гг. исполнил большую часть росписей Владимирского собора в Киеве.
Tags: живопись, музей
Subscribe

  • Затерянный Батилиман

    Настало утро очередного дня отпуска. Снова кошки, снова кормление размороженной рыбой, снова эта умилительная толпа лемуров с…

  • Караньские высоты

    В продолжение сегодняшнего похода наш путь из Флотского лежал на Караньское плато. Тропиночка от сельского кладбища повела вверх,…

  • Бирюзовое сердце

    В качестве первого похода в окрестностях Севастополя мы выбрали посещение Кадыковского карьера, эффектные фотографии которого в 2020…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments