Андрей Илюхин (crimeaphile) wrote,
Андрей Илюхин
crimeaphile

Category:

Третьяковка. Врубель


    «Он предлагал себя, свои богатства. Он готов был одарить нас храмами и дворцами, песнями и кумирами. Он ничего не просил за это; он молил только, чтобы ему давали выявляться, чтобы освобождали его от тяжелого бремени наполнявшего его существо вдохновения. Но мир не принимал его, чуждался и даже презирал. Зачем блеск, игра, краски, веселье, когда и так живётся в тусклости, в делах, во мраке и суете. И не верил никто Врубелю. Изредка кто-нибудь из чудачества купит у него картину или закажет ему стенопись, но сейчас же связи обрывались, филистеры погружались в отдых от сделанного усилия стать чудаками, а художник снова оказывался без дела и применения...» (Александра Бенуа)



«Принцесса-Грёза», 1896 г.

     «Панно выполнено в стиле модерн. Художника вдохновила драма Эдмона Ростана, навеянная легендой рыцарских времен. Принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнаёт о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи и песни. Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие, чтобы встретиться со своей мечтой. Корабль будто взлетает над волнами. В центре, с лирой в руках умирающий принц. У мачты корабля стоит его друг, рыцарь и поэт Бертран. Справа — пираты, потрясенные силой любви принца; увиденное превратит их в дальнейшем в рыцарей духа — крестоносцев. В последние мгновения жизни герой поёт песню о своей грёзе, принцессе Мелисанде. Весь мир — и стихии природы, и души людей подчиняется звукам возвышенной музыки. В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта. Картина воплощала идею вечности искусства, его духовной власти над бренным миром».

    Михаил Александрович Врубель. Художник — ради одного которого нужно и следует ехать в Третьяковку на Лаврушкинском 10. У нас дома целая коллекция альбомов, DVD-коллекций с репродукциями произведений этого гения цвета, но все они не тянут даже на оценку «удовлетворительно». Ну почему же, почему — в нашей Отчизне нет хоть кого-то хоть чуточку близкого к педантичности и точности Taschen?! То, что Третьяковка публикует на своём сайте, в своих каталогах, альбомах и открытках — суть неуважение к зрителю. Не в День музеев будет сказано… Поэтому всегда — всегда! — надо стремиться смотреть живопись в живую! Врубеля в первую очередь! Хотя даже в галерейных условиях из-за смешанного освещения получить в полной мере удовольствие от творчества художника будет проблематично…
    Во время реконструкции Третьяковской галереи (1986-1995) для шедевров Михаила Врубеля отстроили специальный зал и этим поставили крест на творчестве художника. Огромного размера помещение, рассчитанное на самое большое его произведение — панно «Принцесса Грёза» (750 х 1400), оказалось совершенно противопоказано всем остальным работам художника. Блистательная живопись потерялась в огромном светлом пространстве.


«Царевна-Лебедь», 1900 г.

    После реконструкции специального зала Михаила Врубеля на деньги спонсора, Виктора Вексельберга, и усилиями дизайнера Геннадия Синева свет пригасили, потолки в боковых приделах понизили физически, а по всему залу ещё и визуально — отбили лентой орнамента. Но главным средством спасения оказался цвет — такой использовал и сам Врубель. На темновато-сизых стенах живопись заиграла, пусть и не так, как в старом небольшом и довольно тёмном зале. Зато в новой экспозиции нашлось место даже для пёстрого камина «Микула Селянинович и Вольга». Правда, никакие затемнения и новая бесценная рама не помогли несчастной «Принцессе» — самой крупной работе в зале. Панно всё так же бледно смотрится рядом с остальными экспонатами, да и небольшие керамические скульптуры теряются в витринках…

    «Царевна-Лебедь — героиня «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Врубель оформлял спектакль Н.А.Римского-Корсакова, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. «Все певицы, поют, как птицы, а Надя — как человек!» — говорил о ней Врубель. Но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передает ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением».



«Пан», 1899 г.

    «Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражает интерес символизма к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил «панический» ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан — веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента — свирели. Он смастерил её из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. «Пан» Врубеля скорее русский леший, в его образе художник выразил душу сумеречной северной природы, пытаясь уловить «интимнейшую национальную ноту». В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан — воплощение чуткой, поэтической души. Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мелодиях».


«Демон (сидящий)», 1890 г.

    «Картина — первое значительное произведение русского символизма, определившее его главную тему — стремление творческой личности к высшей красоте. Художник творит образ, созвучный духовным исканиям своей эпохи. Он утверждает, что его герой — «это дух, но дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, и, при всём этом, дух величавый и властный». Художник передаёт в картине метаморфозы форм, в результате чего цветы становятся подобными кристаллам. Работая мастихином, Врубель словно соединяет приёмы живописца и скульптора, что проявляется в создании форм, похожих на ограненные камни. В результате рождается монументальная техника, имитирующая мозаику. Тема Демона, олицетворяющего вечную борьбу мятущегося духа, стала главной в творчестве художника».


«Демон поверженный», 1902 г.

    «Герой низвергнут в хаос небытия, в пучину бездушных стихий. Холст усиливает почти физическое ощущение жестокого падения в бездну, безысходность поражения. Тело Демона цвета праха вывернуто, будто под пыткой. Крестообразно заломленные руки, продолжающиеся крыльями и истонченный лик с немеркнущим светом в глазах, напоминают о другом крылатом существе — духе света Серафиме. Демон разбит физически, но непобедим духовно. Он окружён своеобразным костром из собственных крыльев. Художник пишет павлиньи перья металлическими лаками, заставляя их сверкать и переливаться на тёмной поверхности. Но не только декоративная красота оперения царской птицы привлекает художника. Павлин — символ нетленности и вечности. Драгоценные перья окутывают Демона подобно языкам пламени, что будит в памяти предание о птице Феникс, сгорающей и воскресающей из собственного пепла».


«Сирень», 1900 г.

    «Картина — один из вариантов темы «Сирень». В ней воплощён характерный для символизма образ стихийного мира, таящегося под покровом сумерек. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Это души цветов и растений. В лунном свете проступили очертания одной из них — души сиреневого куста — дриады. Гроздья сирени как бы растут из глубины тёмного пространства и превращаются в фантастические кристаллы, сверкающие при луне. Художник не прописывает соцветия до конца, отчего кажется, что они покрыты стайками порхающих мотыльков, а их форма находится в постоянной трансформации. Концентрация фиолетовых оттенков порождает иллюзию, что атмосфера насыщена ароматом сирени, наполняющей своим дыханием сумрак ночи».






«Прощание царя морского с царевной Волховой», 1899 г.




«Полет Фауста и Мефистофеля», 1899 г.</div>

«Неаполитанская ночь», 1891 г.



    История создания керамического камина «Микула Селянинович и Вольга» (1898-1900) восходит ко второй половине 1890-х годов, когда М.А.Врубель по заказу С.И.Мамонтова написал два монументальных панно для Всероссийской Нижегородской выставки 1896 года. Оба панно стали основой для последующих воплощений в керамике, в технике майолики. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина —направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет его. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины, Волга наделён таинственными колдовскими способностями; мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли.


    Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотёчной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть, в отличие от всех других известных, чисто декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе.
     В 1960-х, при передаче здания в ведение посольства Ливана, оказалось, что врубелевский камин не вписывается во вновь отделанные интерьеры. Сотрудникам Третьяковской галереи было предложено срочно забрать «ненужное» произведение искусства. Поскольку камин был намертво вмурован в стену особняка, извлечь его, не повредив, в установленные хозяевами особняка сроки было невозможно. В Третьяковку он был доставлен в виде нескольких сотен обломков, часть фрагментов была разбита, имелись множественные утраты, травмы поливы.
     До 1986 года камин находился в запасниках музея. Для реставрации необходимо было расчистить оборотную сторону каждого фрагмента от раствора и освободить от проржавевшей арматуры. Эта работа велась в течение десяти лет. Цементно-известковый раствор размачивался и соскабливался послойно вручную при помощи скальпеля. Приходилось удалять въевшуюся копоть. Во многих местах на лицевой поверхности имелись следы предыдущих чинок тонировки масляной краской, местами частично изменившиеся по цвету.
     Весь камин был разделён на девятнадцать модулей, и по их размерам были сделаны деревянные короба с внутренними ребрами жесткости, к лицевой и боковой поверхности которых крепились изразцы. В свою очередь, эти короба крепились к несущей металлической конструкции. Первая пробная сборка камина была проведена в 1994 году. Камин был собран на горизонтальной плоскости. Поведение всей монтажной конструкции в вертикальном положении могло быть просчитано лишь теоретически, так как ее основа металлическая сетчатая решетка была изготовлена в Лондоне, и именно там в 1995 году на выставке, посвящённой С.П. Дягилеву, была проведена первая настоящая сборка камина.

    Р.S. Сегодняшняя «Ночь сузеев» подарила маленькое открытие — в Тульском Художественном музее тоже есть Врубель! Правда, в виде пряника… Керамического… Ну дык ведь — Тула!


Tags: Россия, живопись, музей, мы
Subscribe

  • Опять пора менять шубки

    В прошлую субботу нам с мамой наконец-то удалось погулять в парке. Всю зиму в силу возраста и вследствие так называемой «барической…

  • И снова 2012 — ЖЖ дарит красивые воспоминания!

    И снова 2012! День в день, и почти час в час. И цифры одинаковые: 2012/2021! Много из того года приятного приходит. Вот, как этот пост.…

  • Нечаянные истории

    С 26-го ноября 2020 года по 17-ое января 2021 года в выставочном зале Адмиралтейство Государственного мемориального…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Опять пора менять шубки

    В прошлую субботу нам с мамой наконец-то удалось погулять в парке. Всю зиму в силу возраста и вследствие так называемой «барической…

  • И снова 2012 — ЖЖ дарит красивые воспоминания!

    И снова 2012! День в день, и почти час в час. И цифры одинаковые: 2012/2021! Много из того года приятного приходит. Вот, как этот пост.…

  • Нечаянные истории

    С 26-го ноября 2020 года по 17-ое января 2021 года в выставочном зале Адмиралтейство Государственного мемориального…